Редакция «Каравана» отправилась в театр, чтобы поговорить с заслуженным артистом России Михаилом Гусевым, вся жизнь которого связана с куклами.
Для нас провели экскурсию по техническим коридорам, показав театральный архив. Актер с теплом вспоминал и рассказывал о моментах, запечатленных на этих фотографиях, делился историями про своих коллег.
– Вы в театре с 1970 года? Каково вам было работать с режиссером Александром Мироновичем Ильвовским?
– Очень хорошо. Человек-легенда. Когда он входил в театр, коридор озарялся солнышком. Со всеми поговорит – от вахтера до уборщицы, у всех узнает, как дела, настроение, самочувствие. Театральные дети всегда в театре, потому что, как правило, все растут за кулисами. У него в кармане для них всегда были конфеты. Он никогда не повышал голоса. Чтобы увидеть Ильвовского ругающимся, каким-то злым, так это вообще не свойственно ему. Всегда в мягких тонах говорил, даже если он ругает, то так спокойно, и ты себя неудобно чувствуешь, если что-то серьезное происходило, конечно. Но это было крайне редко.
– Театр – большая семья?
– Без взаимопонимания, без дружеских отношений не будет ничего. Театр – это хоровое пение: нет ансамбля – ничего не получится.
– Почему вы в кукольном театре, а не пошли в драму, например?
– Это моя жизнь, я родился и вырос в театре. В детстве с мамой Ирмой Эмильевной Суни, заслуженной артисткой РСФСР, на гастроли ездили в Питер, в здание большого театра кукол, мне даже доверили играть на бубне. Я такой был счастливый! Уже учась в начальной школе, кипел в этом котле. Знаете, как-то пришел в театр, прижился. Я называю его в хорошем смысле болотом: если засосало, если ты прижился, то все, уже не уйти. Вспоминаются наши фестивальные гастроли в Венгрию, Испанию, Германию, Болгарию. Уходил на пенсию, два года не работал, а потом не выдержал и вернулся, здесь и остался до конца. Актер умирает на сцене. Вся жизнь проходит здесь, домой прибегаешь переночевать, скажем так. А как иначе, если этому посвятил жизнь.
– Бытует мнение, что театр кукол для детей. Что вы думаете об этом?
– Когда мы взрослеем, мы думаем, что театр кукол для детей. Для меня он и для взрослых. Мы ставим потрясающие спектакли. «Ночь во вселенной», например, это фантасмагорический спектакль, очень интересный. Это не только про кукол, там могут быть и предметы, и образы. Куклу нужно чувствовать. А это целый процесс. Прежде всего, задачу перед режиссером ставят на читке: когда обговаривается характер, возраст, главное – попасть в маску, во внешность персонажа. Например, старик говорить детским голосом не будет. И естественно, кукловождение, для актеров кукла специально делается под руку.
– У вас есть любимый спектакль?
– Вот когда задают такой вопрос, очень сложно на него ответить, потому что каждая роль, каждый персонаж как ребенок. Его тоже вынашиваешь, о нем заботишься, его лелеешь и холишь. Ну как можно сказать, что ребенок нелюбимый? Правильно говорили классики: не бывает маленьких ролей. Даже маленький эпизод всегда дорог. Иногда актер играет несколько ролей. «10 дней, которые потрясли мир» был физически тяжелым спектаклем. У меня было 28 персонажей: приходилось быстро менять костюмы, тени, голоса. Но справлялись, и спектакли шли на ура.
– Сейчас появляется новая школа театра, как вы считаете, театр умирает или продолжает жить?
– Нет, театр никогда не умрет. Его никогда не заменит ни телевидение, ни кино. Он будет востребованным всегда. Не зря же он с древних времен существует.
Актер театра кукол – универсальный актер. Даже в дипломах написано: «Актер театра, кино. Специализация: актер театра кукол». Так что актер может все. Синтетический такой.
Театр преображается, с каждым годом становится лучше. Планируют сделать внутренний ремонт, изменить интерьер и поменять аппаратуру. Все, что можно увидеть в здании сегодня, – дело рук коллектива: маленькая библиотека для детей, буфет, украшения, костюмы. Все делается в стенах театра для наших зрителей.
Беседу вела Алина Калинина
фото автора и Тверского театра кукол