Сегодня линии наземного метро связывают Москву с ближним Подмосковьем и позволяют пересечь город за 45 минут без пробок. Однако, как писал «Караван», в перспективе они должны соединить столицу с соседними регионами.
Проект «Развитие Центрального транспортного узла», в рамках которого в ближайшие годы Московские центральные диаметры (МЦД) будут продлены из Москвы в соседние регионы, в том числе в Тверскую область, включен в новый национальный проект «Инфраструктура для жизни». Об этом сообщили в столичном департаменте транспорта.
Программа развития Центрального транспортного узла (ЦТУ) рассчитана до 2030 года — на основе пяти линий Московских центральных диаметров, которые еще называют наземным метро. В настоящее время действуют четыре линии из пяти.
От Твери до Рязани и от Ржева до Тулы
«Диаметры строятся на перспективу. Уже сейчас сами масштабы агломерации расширились далеко за пределы ЦКАД. В Москву едут на работу жители Калуги, Твери и многих других региональных центров. Речь идет и об увеличении делового туризма из этих регионов, – пояснил в одном из интервью заместитель мэра Москвы, руководитель столичного департамента транспорта Максим Ликсутов. – До Москвы проще всего доехать именно на поезде: на автомобиле по пробкам намного дольше, а самолеты доставят лишь в аэропорт, а оттуда до центра еще доехать надо. Поэтому и было принято решение удлинить все линии диаметров, они позволят напрямую быстро добраться до деловых кварталов Москвы из региональных центров».
По плану к 2030 году МЦД-1 продлят от Лобни до Калязина и от Одинцова до Можайска (в планах его продление до Смоленска). МЦД-2 соединит Ржев и Тулу. Благодаря МЦД-3 из Твери без пересадки можно будет доехать до Рязани. Крайними пунктами МЦД-4 станут Иваново и Калуга. Наконец, пятая проектируемая линия призвана соединить Кострому и Новомосковск Тульской области.
Хочется верить, что эти планы подразумевают еще и электрификацию железнодорожных веток и строительство новых путей там, где это требуется. Например, на территории Верхневолжья – от границы Московской области до Ржева. Там мало того что до сих пор тепловозы «Ласточки» тягают, так и дорога одноколейная.
«Сейчас с Калугой, Ивановом, Тулой, Тверью и другими городами ЦТУ существует железнодорожная связь. Но это разовые поезда, устаревшая инфраструктура и составы. После завершения программы Центральный транспортный узел даст возможность жителям 37 крупных городов нашей страны быстро и удобно добираться до столицы, а москвичам с комфортом ездить в регионы. Мы участвуем в проекте развития ЦТУ по поручению мэра Москвы Сергея Собянина», – пояснил Максим Ликсутов.
Быстрее, удобнее, комфортнее
В основу развития ЦТУ легли базовые принципы работы Московских центральных диаметров, а именно тактовое расписание и сокращение времени ожидания поезда до шести раз, понятная навигация, удобные пересадки, единая билетная система, современные и комфортные поезда. Благодаря этому ЦТУ должен стать единым транспортным контуром с предсказуемым пригородным железнодорожным транспортом для более чем 30 миллионов жителей 11 регионов, в том числе Тверской области.
Ожидается, что, когда реализация проекта будет завершена, транспортная доступность между Москвой и ближайшими крупными городами соседних регионов, куда дотянется наземное метро (в Тверской области это Тверь, Калязин и Ржев), вырастет в три раза. Одновременно эти города получат стимул к дальнейшему социальному и экономическому развитию. Также в ближайшем радиусе ЦТУ будет более активно развиваться жилая и деловая инфраструктура.
Откуда деньги?
Согласно распоряжению правительства РФ от 3 августа 2023 года № 2118-р в 2019–2025 годах на реализацию проекта развития ЦТУ в общей сложности заложено 691, 9 млрд рублей. Основные средства выделяют РЖД (43%) и бюджет Москвы (30%). Софинансирование из федеральной казны составит всего 7%.
Однако общая стоимость проекта до 2030 года, как считают эксперты, составит порядка 1,5 трлн рублей. Включение его в состав нацпроекта «Инфраструктура для жизни» должно повысить размер софинансирования из федерального бюджета. Скорее всего, часть средств на продление МЦД также придется выделить регионам, куда их планируют пустить.
Напомним, что на строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург области, по которым она пройдет, должны выделить деньги. Например, от Тверской области ждут 5 млрд рублей. Чем ЦТУ хуже высокоскоростной магистрали? Правильно, ничем.
Справка
Информация о том, что МЦД-3 продлят до Твери, впервые появилась осенью 2023 года. В феврале прошлого года о планах по продлению сети МЦД до столицы Тверской области в своем послании Федеральному собранию сообщил Владимир Путин.
Центральный транспортный узел собираются развивать параллельно со строительством первой в России высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Оба проекта планируют реализовать к 2030 году.
Ирина Мандрик