В современном мире люди перестали замечать свою зависимость от электронных приборов. Но вечером, ложась спать, можно ненароком усмехнуться: если раньше мы ставили на зарядку только телефон, то теперь еще и электронные часы, и беспроводные наушники, и планшеты, и даже зубные щетки. И вот мы дошли до того, что в список пожирателей электричества попал и автомобиль.
В Тверской области на уровне правительства обсудили идею установки дополнительных точек для зарядки электроавтомобилей. Было предложено дополнительно оборудовать восемь площадок в местах с наиболее интенсивным транспортным потоком в Твери, Вышнем Волочке, Торжке, Зубцове, Бологом, деревне Мокшино Конаковского округа, на М-9 в Западнодвинском и Нелидовском округах.
Отмечено, что в области пока что работают 35 станций, из которых 16 являются «быстрыми». Согласно официальной статистике, на установленных за 2023 год восьми станциях было произведено около 5,5 тысяч подзарядок за три квартала 2024 года (примерно 687,5 на одну станцию за девять месяцев, или 2,5 сессии зарядок в день). По всей же области ежедневно заряжают около шести электромобилей.
Статистика кажется удручающей, согласно показателям из 35 станций каждый день больше 2/3 простаивают. Однако так ли все плохо на самом деле?
Электричество все популярнее и популярнее?
Пока что по всему региону количество электромобилей не такое высокое, но, скорее всего, будет постепенно расти. Так, в 2022 году в области было только 87 зарегистрированных транспортных средств с электромоторами, в 2023-м прирост почти двукратный – 160.
Конечно, на фоне автомобилей с ДВС это число все еще несущественно, но автолюбители продолжают смотреть в сторону этого вида транспорта. Да и само государство подталкивает к покупке электромобилей, в частности для кредитных машин возможно частичное покрытие расходов (правда, эта льгота распространяется лишь на отечественные бренды и максимальный процент составляет 35% от суммы кредита, но не более 925 тысяч рублей).
Для получения льготы заемщику нужно внести первоначальный взнос 10%, он должен быть официально трудоустроен и не иметь других автокредитов с давностью менее 1 года. И главное – государство окажет поддержку только в случае покупки нового автомобиля у официального дилера. На вторичный рынок льгота не распространяется.
В части регионов либо полностью отсутствует транспортный налог на электромобиль, либо он снижен. К сожалению, в Тверской области таких льгот на сайте ФНС не отображено, а ведь это могло быть дополнительным стимулом для выбора в пользу электромобиля.
Что по вольтам?
Сейчас инфраструктура развивается достаточно стремительно, чтобы предоставить клиентам доступ к различным видам разъемов, применяемых для зарядки машин того или иного бренда или конкретной страны-производителя. Скорость зарядки варьируется от станции к станции, но больше всего вариантов, естественно, в Твери. Если у бизнес-центра «Панорама» расположена станция, которая выдает в среднем от 7 до 11 кВт, то в других местах можно найти несколько точек, где скорость заряда составляет 22, 50 и даже 150 кВт.
Много это или мало? Объем аккумулятора отечественных электромобилей может колебаться от 53 до 90 кВт. И это мы не говорим про иностранные бренды и более мощные классы автомобилей, у которых емкость батареи может достигать и 120 кВт. Если попытаться зарядить машину с нуля до 100%, то нам пришлось бы надолго застрять у «Панорамы», поскольку даже 53 кВт нужно ждать почти пять часов. А вот с зарядками 50–60 кВт время ожидания сократится до часа. Конечно, это все еще не скорость заправки автомобилей с бензиновыми двигателями, но все же лучше, чем ждать целую ночь.
Сейчас также есть возможность установить собственные домашние станции зарядки, но это сопряжено с некоторыми сложностями, поэтому обустройство дополнительных точек будет лишь упрощать жизнь автолюбителям.
Есть ли смысл?
Поддержка электромобилей на региональном уровне может быть превентивной мерой решения проблемы нехватки мест для подзарядки. Оно и неудивительно. Несмотря на то что одна станция может заряжать несколько автомобилей одновременно, скорость подачи электричества делится равномерно между потребителями. Учитывая и без того не самую малую скорость заряда только одной машины, а две или три фактически на весь день парализуют одну точку. И если сейчас это не такая существенная проблема, то в будущем, когда потенциальное число электрокаров вырастет, лишние пробки станут головной болью вообще всего транспортного потока. К тому же увеличение охвата территорий Тверского региона с помощью станций позволит автолюбителям путешествовать не только по маршруту Москва – Санкт-Петербург, который для водителей электромашин сейчас наиболее предпочтителен из-за близости зарядок.
Вопрос заключается в том, будет ли обеспечена бесперебойная работа станций в дальних углах области, поскольку даже сейчас есть жалобы на неработающие зарядки, что ставит удобство граждан под вопрос, а в холодное время года с ускоренной разрядкой аккумуляторов это может быть даже опасно. От реализации идеи будет зависеть его успех. Надеемся, что хорошая мысль не будет загублена на корню.
Никита Романов