Гаражи, свалка и зона. В Чайке хотят построить новый жилой комплекс

17.10.2023, 17:14

В правительстве Тверской области недавно обсудили вопрос строительства крупного ЖК в районе ТЦ «Метро» в Твери.

Застройщик обещает построить «целый город в городе». Чтобы расчистить территорию под строительство, хотят снести один из самых больших автокооперативов в городе. Владельцы гаражей встали на его защиту.

Автокооператив № 9 Московского района, который находится за микрорайоном Чайка, можно смело назвать маленьким городом. Здесь порядка 2000 гаражей, причем не металлических, а каменных. Как и в любом городе, здесь есть улочки, где живет народ попроще, и целые проспекты, которые облюбовали зажиточные жители Твери. Они построили трехэтажные гаражи, подземный этаж в котором высотой в человеческий рост, первый, где ставят машину, и второй, как правило, с зоной отдыха. У многих гаражей даже есть свои балконы! В этом городе, если ты здесь впервые, легко заблудиться. Что касается дорог, то они постепенно приводятся в порядок.

Автокооператив очень популярен. Гаражи здесь покупают жители новых жилых комплексов «Лесная мелодия» и «Лесная мелодия – 2», которые построил Тверской ДСК. В 2000-х годах в микрорайоне Чайка построили дома, в которых дали квартиры военным, вышедшим в отставку. После заселения они охотно покупали себе гаражи. Кстати, найти сейчас свободный гараж очень трудно.

Недавно автовладельцы с удивлением узнали, что скоро их автокооператив может пойти под снос, несмотря на то, что приватизировано более 80% гаражей и земли под ней. Как такое возможно? Дело в том, что правительство Тверской области начало разработку проекта комплексного развития территории (КРТ). Федеральное законодательство позволяет регионам создавать свои проекты КРТ для строительства важных инфраструктурных объектов, например дорог.

Механизмы, заложенные в законе о КРТ, позволяют региону забирать у людей землю под государственные нужды путем выкупа по кадастровой стоимости. Такой механизм, например, реализуется при строительстве высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

«О том, что наш кооператив могут снести, мы узнали не от властей, а от наших друзей. Мы обратились в правительство Тверской области. В ответе заместителя министра экономического развития региона Ильи Осинкина сказано, что разработка проекта КРТ ведется, но пока не завершена. В связи с этим точную информацию о будущем сносе нам предоставить не могут», – комментирует ситуацию Александр Ульянов, председатель автокооператива № 9.

Ответ Ильи Осинкина очень любопытен. В нем сказано, что в настоящее время разработано предложение о реализации проекта КРТ нежилой застройки в районе ТЦ «Метро», которая будет вестись в следующих границах: улица Склизкова, Промышленный проезд, Подъездной проезд, а также территория кооператива № 9.

 Власти не скрывают, что хотят снести автокооператив, но не говорят об этом прямо.

Показательно, что никто даже не удосужился встретиться с людьми, объяснить им ситуацию и хотя бы объяснить механизм реализации этого КРТ. Люди вынуждены искать свои пути, чтобы повлиять на ситуацию.

Красивая картинка VS действительность

По всем СМИ 22 сентября разлетелась информация о том, что губернатор Тверской области Игорь Руденя провел заседание межведомственной комиссии по земельным отношениям, на котором обсуждался вопрос реализации проекта комплексного развития территории нового ЖК в районе ТЦ «Метро».

На площади 57,3 гектара планируется построить 28 многоквартирных домов общей площадью 452 тысячи квадратных метров, высотой 8–19 этажей (это около 70 метров). В рамках соглашения с застройщиком (его имя пока не называется) область обязуется построить новую школу на 1220 мест и дорогу, которая соединит ЖК с Московским шоссе. Строительная компания в свою очередь должна будет построить пять новых детских садов на 660 мест. Предварительная общая стоимость проекта КРТ – 43 млрд рублей.

Игорь Руденя поручил включить в проект строительство поликлиники и спортивных объектов, улучшить транспортную доступность будущего ЖК, в частности расширить действующие дороги и запланировать изменение автобусных маршрутов.

Однако все гладко только на бумаге. Жители Чайки говорят, что школа № 43 (единственная в микрорайоне) переполнена более чем в два раза. Она рассчитана на 750 мест, а в ней обучается более 1700 детей. Новую школу давно обещают построить, но дело так и не сдвинулось с мертвой точки.

Вспомним еще и о том, что со строительством школ в новых микрорайонах Твери очень туго. Так, в микрорайоне Радужном ее не могут построить уже несколько лет. И это только один из примеров. А что касается детских садов, то в ЖК «Волга-Лайф» детсад почти построили, но он так и стоит недоделанным. Ходят слухи, что администрация Твери то ли отказалась его выкупать, то ли брать на баланс. В любом случае жителям микрорайона приходится водить своих детей в другие детские сады Твери.

Вернемся в микрорайон Чайка. Если посмотреть на карту проекта КРТ, то можно с удивлением увидеть, что «город в городе» будет соседствовать с очистными сооружениями «Тверь Водоканала», исправительной колонией № 1, Хлебным ручьем, который сейчас называют «речкой-вонючкой», и, конечно, с зоной захоронения химических отходов «Химволокна», так называемым зольником.

«Еще лет пять назад время от времени сильные дожди размывали свалку и цветные зловонные реки текли прямо в Хлебный ручей. Несколько лет назад мы наблюдали, как сюда приезжали КамАЗы с землей и засыпали свалку», – рассказывает местный житель Сергей.

Он вспоминает, что в годы своей юности, которые пришлись на 1980-е, в Хлебном ручье можно было ловить уклейку и другую рыбу, сейчас в нем не водится никакой живности.

«Когда ветер дует в сторону жилых домов, то людям приходится дышать запахом очистных сооружений, «речки-вонючки» и промышленных предприятий, которые находятся в индустриальной зоне по соседству», – рассказывает жительница микрорайона Чайка Марина. – Да, рядом находится Бобачевская роща, но это не делает данную территорию экологически чистой. Интересно, в рамках КРТ проводилась экологическая экспертиза?»

Стоимость земли резко снизится

Интересно, что кадастровая стоимость земли под автокооперативом № 9 с 2024 года снизится сразу в три раза! Такое решение принято после новой кадастровой оценки. При этом в 2019 году она выросла сразу в пять раз! Тогда депутаты Тверской городской думы пересмотрели размер коэффициента земельного налога в сторону повышения. Члены автокооператива думают, что стоимость земли понижают для того, чтобы ее было проще выкупить.

Сейчас гараж в этом кооперативе стоит от 500 тыс. до 2 млн рублей. А их кадастровая стоимость (с учетом земли) снизилась за несколько лет с 1,5–1,8 млн до 300–500 тыс. рублей. Если кооператив все-таки снесут, то люди понесут большие убытки.

«Для многих, особенно пожилых людей, гараж стал центром жизни. Здесь они чинят свои «ласточки», устраивают небольшие мастерские, чтобы сделать какую-нибудь вещь для дома или дачи. Разумеется, гаражи используются как склад вещей, которые невозможно хранить в квартирах. Например, моторные лодки. И конечно, в гаражах устраиваются посиделки с друзьями. И если этого всего не будет, куда пойдут люди?» – задается справедливым вопросом член автокооператива Владимир.

Опыт других городов показывает, что бороться за сохранение автокооператива № 9 нужно уже сейчас. Когда проект КРТ будет принят, сделать это будет намного труднее. Например, в Санкт-Петербурге снесли уже 14 кооперативов. Но в Твери, в отличие от Питера, есть свободная земля для строительства. Зачем возводить новый микрорайон там, где будет некомфортно и, возможно, даже небезопасно жить?

Просим правительство Тверской области и лично губернатора Игоря Руденю ответить на эти вопросы. Люди хотят знать правду.

Андрей Сабынин, фото автора

6943 1

1 комментарий к “Гаражи, свалка и зона. В Чайке хотят построить новый жилой комплекс”

  1. Антон

    У нас в городе Твери , нужно сначало навести порядок. Снести старьё и построить новые дома, зачем нам гетто. В южном застройщики строят, люди по грязи ходят, машины ставить негде, выезда с района нет нормального, можно на химинститут или элеватор посмотреть, как они живут, а потом уж думать о строительстве нового жк.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх