Сергей Тарасов: «Тепло – самый ходовой товар в России»

02.02.2016, 11:31

Руководитель «Газпром Межрегионгаз Тверь» – о причинах отопительного коллапса

Наш сегодняшний разговор с руководителем «Газпром Межрегионгаз Тверь» Сергеем Тарасовым – о трудностях прохождения нынешнего отопительного сезона, о том, почему участились прорывы на теплотрассах. И о том, как возникают сумасшедшие долги за газ, если мы, потребители, платим вовремя.

 

ТВЕРЬ: ПРИЧИНЫ АВАРИЙ

 

– Сергей Варфоломеевич, с чем связаны участившиеся аварии на тверских теплотрассах?

– У каждой системы есть запас прочности. Вспомните, в свое время единая система «Тверьэнерго» работала слаженно, там были профессионалы высокого класса, знающие все ступени технологического цикла. Профессионалов, тех, кто может реально оценить ситуацию, сегодня стало критически мало. Если мы ставим задачу обеспечить теплоснабжение, то другие – оседлать финансовые потоки. Старые специалисты, которые раньше работали в системе теплоэнергетики, сейчас испытывают чувства, которые можно выразить цитатой: «За державу обидно».

ТГК-2, долгие годы распоряжавшиеся тверской энергетикой («Тверская генерация», сейчас поставляющая тверитянам тепло и горячую воду, сначала создавалась как дочерняя компания ТГК-2. – Прим. ред.), поставили на Тверской области жирный крест. Они к нам «сливали убытки». Т.е. значительная часть убытков от продажи электроэнергии с проблемных по части платежей регионов, таких как Северный Кавказ, не распределялись по всей территории работы ТГК-2, а записывались на Тверскую область.

– Вы продолжаете отпускать газ компании «Тверская генерация», несмотря на то что у них накопился огромный объем неплатежей?

– Когда «Тверская генерация» появилась на рынке, мы отказались с ними работать, потому что эта компания не имела лицензии на данный вид деятельности. Работа без лицензии – незаконное предпринимательство, так прописано в законодательстве. И если бы мы поставляли такой организации топливо, то могли бы нести с ними солидарную ответственность. Тем более если организация не платит за поставленный ресурс, мы вправе ее отключить. Потому что их неплатежи влекут за собой проблемы для нас: это невыплаченные зарплаты, невыплаченные налоги, неисполнение ремонта.

Но, как вы помните, когда мы попытались отключить «Тверскую генерацию» от газоснабжения, прокурор подал иск в суд, и суд принял решение, что мы должны продолжать поставлять им газ, чтобы не ущемлять интересы потребителей. Непонятно, причем тут потребители: жителям Твери все равно, кто поставляет топливо на ТЭЦ – «Межрегионгаз», Кемеровский угольный разрез, Ярославский нефтеперерабатывающий завод. Им главное, чтобы в квартирах было тепло, а уже из чего это тепло получается – из газа, угля или мазута – жителям безразлично. Это уже забота тепловиков – как сделать так, чтобы люди получали положенные им услуги. И как поставщикам газа «Газпрому» есть альтернатива. В данный момент у нас только 49% рынка Тверской области. 51% – это «Роснефть», «Новатэк», можно покупать на бирже через брокеров (правда, тут обязательна 100% оплата).

Замминистра энергетики Вячеслав Кравченко на недавнем селекторном совещании, проводимом вице-премьером Аркадием Дворковичем, высказался о непонятной практике прокурорских обращений, обязывающих поставлять газ недобросовестным потребителям. Уверен, если бы был запрет на подачу газа недобросовестным потребителям, необязательные контрагенты бы не пришли в тверскую теплоэнергетику.

 

ТЕПЛО ОТДАЮТ НА ОТКУП ФИРМАМ-»ПУСТЫШКАМ»

 

– Помимо Твери, где еще наиболее остро стоят проблемы неплатежей?

– 26 теплоснабжающих организаций в районах к началу отопительного сезона были не готовы к приему газа. Более того, у 21 предприятия из них не было необходимой лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов. Несмотря на это, все 26 были запущены по искам прокуратуры и принятым обеспечительным мерам. Самое неприятное, что в Тверской области в 2014 году был принят закон, согласно которому полномочия по организации теплоснабжения были переданы на самый низший уровень – поселениям, у которых фактически нет ни денег, ни специалистов, разбирающихся в вопросах коммунального хозяйства.

У всех теплоснабжающих организаций, которые пришли в состояние банкротства, проблемы были одни и те же. Прежде всего это нецелевое использование средств. Тариф – это смета доходов и расходов. Любое отклонение от тарифа вызывает вопросы. А муниципальные предприятия «газовые» деньги воспринимают как дополнительный доход чуть ли не в бюджет. Главное – заплатить зарплату и как-то пережить отопительный сезон. Какой ценой этот отопительный сезон прошел, никого не волнует. Вот пройдут февраль-март, и все захлопают в ладоши: еще одну зиму пережили.

Муниципальное оборудование отдается фирмам-однодневкам на один отопительный сезон. Такие фирмы не платят не только за газ. Они не платят налоги, зарплаты. Эту проблему надо разрубить, включив работу закона. А у нас «ноу-хау» – запретить отключать им газ. Самые проблемные города – Тверь, Ржев, Торжок, Кимры, Вышний Волочок, Кашин, Бологое, Спирово, Лихославль, Фирово. В Волочке вообще классическая схема. МУП, занимающийся теплоснабжением, в свое время, при покойном мэре Пантюшкине, получил теплоэнергетический комплекс в хозяйственную деятельность. Им дали тариф, они начали работать. И через два-три месяца этому МУПу предложили платить за имущество арендную плату. А в тариф эта арендная плата не была заложена. Начали копиться долги. В прошлом году было подано заявление о банкротстве. И городской комитет по управлению имуществом тут же заключил договор на поставку тепла с новым МУПом, который возглавил… директор обанкроченного предыдущего МУПа.

– Ситуация с газовыми неплатежами в Тверской области ведь стала предметом пристально внимания федерального центра?

– Да, 10 декабря по итогам селекторного совещания об итогах подготовки предприятий ЖКХ к работе в осеннее-зимний период 2015-2016 годов премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение губернатору Тверской области Андрею Шевелеву совместно с Минэнерго России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации проанализировать ситуацию с ООО «Тверская генерация» и взять на контроль вопросы, связанные с обеспечением надежной работы тверских ТЭЦ.

– Боялись за ТЭЦ, а прорвало теплотрассы… И все же есть ли способ справиться с недобросовестными теплоснабжающими организациями?

– В этом отношении интересен опыт Оренбургской области. Там прокуратура обратилась не в сторону поставщиков топлива, а в сторону теплоснабжающей организации, начав вникать в ее проблемы. И обязала все участвующие в ситуации стороны начать решать эти проблемы – от региональных и муниципальных властей, РЭК и т.д. до предприятий-должников.

При покойном мэре Твери Александре Белоусове, как вы помните, тоже был газовый конфликт, когда он с автоматчиками ездил открывать задвижку. Но этот конфликт был поводом повернуться лицом к проблеме и начать ее решать.

А сейчас достаточно написать заявление в прокуратуру, и можно дальше закрывать глаза на существующие проблемы неплатежей, воровства, бесхозяйственности.

Видите ли, в Тверской области нет металлургии, большой химии, нефте– и газодобычи. И некоторые граждане через управляющие компании ищут деньги в карманах жителей Тверской области. Чтобы предотвратить это, должен существовать работающий прозрачный расчетно-кассовый центр. Где все, и потребители, и поставщики ресурсов, должны иметь свой личный кабинет и видеть, сколько денег поступает, как формируется тариф, как он расщепляется. На этот счет есть правительственные распоряжения, постановление прокуратуры Тверской области. И все равно существующая система, даже при наличии ЕРКЦ, крайне непрозрачна. Некоторые управляющие компании не рассчитываются за ресурсы, люди идут в этот бизнес, чтобы нахапать денег и ни за что не отвечать.

 

МОЖНО ВЕЧНО «РУБИТЬ ГОЛОВЫ»

 

– А что может сделать в этой ситуации власть – федеральная, региональная, муниципальная?

– Самый ходовой товар в России – это тепло. И полномочия по распоряжению теплом надо не спускать вниз, а поднять наверх. Минимум на уровень районов. А лучше – отстроить на региональном уровне вертикальную систему контроля и ответственности. Теплоснабжающие организации надо свести под единое управление, единый подход и единые закупки. В отрасли, ведущей для жизнеобеспечения страны, должна быть команда, которая понимает, какие процессы происходят, куда они должны двигаться. «Газпром» не будет и не должен быть ее учредителем, нам в создании такой системы одна корысть – наведения порядка. Опять же необязательно покупать газ именно у нас – это рынок.

Вот этим и должна заниматься власть всех уровней, а не тыкать пальцем, ища виноватых.

Кроме того, очень важный и больной вопрос – кадры. Нужно наладить систему их подготовки и переподготовки. В каждом муниципалитете должен быть профессиональный специалист по ЖКХ, не чей-то сват или брат, а человек, знающий, как функционирует жизнеобеспечение населенных пунктов. Замы по ЖКХ меняются теперь часто, а новому человеку на такой должности нужно год-полтора, только чтобы вникнуть, понять, как проходить отопительный сезон, что происходит с котельными, теплотрассами, водопроводом и канализацией, и т.д. Правда, в специалистах есть одно «неудобство»: он будет ставить вопросы. Некоторым руководителям не нравится, когда их настойчиво заставляют решать вопросы, которые трудно и дорого решать.

Правоохранители могут вечно «рубить головы» этому «Змею Горынычу»: если не устранить системные ошибки, они так и будут вылезать на свет. Есть бюджет доходов и бюджет расходов. По российскому законодательству, если теплоснабжающая организация два периода не платит за газ, надо сразу разбираться, что с ней не так. Есть замечательная 10-я статья Гражданского кодекса РФ – о принципе добросовестности в отношениях между контрагентами. К сожалению, в ней не прописаны критерии добросовестности, но всем понятно, что прежде всего – это исполнение договорных обязательств.

– Что вы будете делать с теми, кто не выполняет свои обязательства? Подадите на банкротство?

– Конечно, мы совершенно не заинтересованы в банкротствах теплоснабжающих организаций. Но банкротство – это способ решить проблему, восстановить деятельность. Вот описанная мною ситуация в Вышнем Волочке: это же преднамеренное доведение до банкротства. Глава Волочка Борисов говорит: «Нам не хватает тарифа». Конечно, его и не будет хватать, когда предприятие живет без сметы доходов и расходов, когда директор выплачивает себе и главному бухгалтеру к отпуску суммы, сопоставимые с суммой аренды.

Поданы иски о банкротстве теплоснабжающих организаций Кашина, Торжка. Мы подали на банкротство «Тверской генерации» – их долг на конец января 2016 составил 2 млрд 595 млн рублей. Сейчас мы выставляем исполнительные листы на их счета. Непонятно, как они собираются рассчитываться – инвестиции отсутствуют, у них есть только текущие платежи. С ноября мы пытаемся ввести в этой организации конкурсное управление: нам не нужно имущество, мы лишь хотим прозрачности, уверенности в целевом использовании средств. Такой уверенности нет

– Да, все очень серьезно. Спасибо вам за откровенный разговор.

– Пожалуйста. Надо чаще обсуждать такие темы.

Мария ОРЛОВА

49 0
Лента новостей
Прокрутить вверх