Тверской Спас на своем месте

11.10.2016, 13:35

Как и на какие средства восстанавливают главную святыню региона

Спасо-Преображенский собор был построен по инициативе Михаила Ярославича Тверского

Восстановление Тверского Спасо-Преображенского собора вызвало неоднозначную реакцию горожан. До сих пор в фейсбуке идут перепалки на тему целесообразности реконструкции древней святыни. Однако спорящие, как правило, не владеют знаниями о предмете дискуссии, не знают историю России и Твери. «Караван+Я» решил пролить свет на эту тему.

 

У противников строительства собора разные аргументы. Одни считают, что храм не впишется в современную архитектуру – загородит Императорский дворец, нарушит исторический облик Твери. Другие в принципе агрессивно настроены по отношению к любому проявлению православия. Сейчас модно кричать гадости, прикрываясь аккаунтами соцсетей. А вместе с тем Спасо-Преображенский собор – это и есть исторический облик и главнейший символ города. Архитектурная доминанта, одно из первых каменных зданий Твери, сакральный ключ, своего рода пуп земли, за который держались наши прадеды и не уходили из этих мест, пережив междоусобицы, татарское иго, пожары, жестокость Ивана Грозного, нашествие поляков. Спасо-Преображенский собор построен небесным покровителем Тверской земли – святым князем Михаилом Ярославичем.

 

«ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУГИ СВОЯ»

 

История кафедрального Спасо-Преображенского собора тесно связана с историей Твери.

Период становления Тверского княжества начался в 1247 году с приходом к власти Ярослава Ярославича (отца Михаила Тверского). После смерти брата – Александра Невского Ярослав получил титул великого владимирского князя, впоследствии ему удалось придать статус великокняжеской столицы своему удельному центру. При его правлении в Твери появилась самостоятельная епископская кафедра. К слову, именно первый тверской епископ Симеон отпевал Ярослава Ярославича в 1271 году в деревянной церкви в честь святых мучеников, чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана. По свидетельству исторических источников, именно эта церковь стояла на месте будущего Спасо-Преображенского собора.

Возведение самого собора было отчасти ускорено пожаром, случившимся в 1276 году и, возможно, уничтожившим деревянную церковь в честь Космы и Дамиана. С 1285 года в северо-восточной Руси возобновляется каменное строительство. Именно тогда в Твери по инициативе Михаила Ярославича, его матери великой княгини Ксении и епископа Симеона на месте Козьмо-Демьяновского храма был заложен фундамент Спасо-Преображенского собора. Строительство продлилось до 1290 года и стало глобальным событием для Владимиро-Суздальской Руси и по причине масштабности проекта, и потому, что последний каменный храм на Руси был построен 50 лет назад, ведь экономика Руси была подорвана, города обеднели под гнетом монгольского ига. Закладка кафедрального собора стала точкой отсчета в послемонгольской храмоздательной деятельности: в 1287-м в Ростове был возведен храм в честь Бориса и Глеба, в 1292-м возобновлено каменное строительство в Новгороде.

В 1290 году завершилось основное строительство Спаса. Главный храм Твери освятил преемник Симеона епископ Андрей 8 ноября в день тезоименитства Михаила Ярославича, т.е. в праздник, посвященный Архангелу Михаилу, а в 1292-м завершилась роспись собора. Добавим, что первый каменный московский храм появился только в 1328 году. Кафедральный собор стал символом независимости Твери и подчеркнул значимость самого Михаила Ярославича как возможного лидера и объединителя Руси. В 1305 году Михаил Тверской по праву старшего получил в Орде ярлык на великое княжение.

Однако московский князь Юрий Данилович не смирился с этим, он хитрым способом втерся в доверие князю Узбеку и в итоге заполучил долгожданный ярлык на великое княжение и женился на сестре золотоордынского хана – Кончаке. Впоследствии московский князь развязал новую междоусобную войну с Тверью, подключив татарское войско во главе с темником Кавгадыем. 22 декабря 1317 года произошла знаменитая Бортеневская битва, в которой войска Михаила Тверского разбили москвичей и татар, взяли в плен Кончаку и брата Юрия Даниловича Бориса. Кавдагый сдался в плен на следующий день. Татарский темник был позже отпущен с почестями.

Он обещал рассказать о благородстве Михаила хану Узбеку, но вместо этого оклеветал князя. Роковую роль сыграло и то, что плененная Кончака умерла в Твери. Вместе с Юрием Московским Михаил Тверской был вызван на ханский суд в 1318 году. Он мог сбежать, но не сделал этого. Предлагали устроить побег и местные жители – аланы, видевшие благородство князя во время суда. Юрий Данилович, по сути, предал и оклеветал Михаила Ярославича.

После долгих мучений и пыток тверского князя казнили. На глазах у толпы мытник Романец вырезал сердце у Михаила Ярославича. Своей жертвой Михаил Тверской спас свой город от разорения – это один из немногих примеров, когда князь осознанно идет на смерть ради своего народа. Гроб с нетленным телом Михаила привезли в Тверь спустя год. Он упокоился в Александровском пределе нового храма. Таким образом, два символа Твери – Спасо-Преображенский собор и мощи небесного покровителя города Михаила Ярославича объединились в одном сакральном месте.

В начале XVII века Тверь подвергалась нападению польских интервентов. Поляки неоднократно штурмовали Тверской кремль, скорее всего, подвергся разорению и Спасо-Преображенский собор. В 1633 году собор потребовал капитального ремонта, мастера из Москвы переложили ветхие части стен. Однако в 1636 году главный храм города задел очередной пожар: Тверской кремль, внутри которого стоял Спас, неоднократно страдал от огня и восстанавливался.

В связи с этим с 1689 по 1696 год храм был фактически выстроен заново из старицкого камня. При демонтаже белокаменного собора XIII века разбирали все здание, вынимался даже стройматериал из фундаментной траншеи. Были сняты все элементы внутреннего убранства, а вот фрески извлечь аккуратно не получилось – строители фактически сбили их, превратив в мельчайшие обломки и фрагменты. В августе 2014 года археологи обнаружили несколько тысяч этих фрагментов – в основном элементов фона, среди них был довольно крупный кусочек каменной фрески с изображением ангельского лика. По мнению специалистов, он относится к живописному наследию Руси XIII века после татаро-монгольского нашествия. Находка стала сенсацией и всколыхнула все научное сообщество.

 

ПАМЯТНИК МИХАИЛУ ТВЕРСКОМУ ТОЖЕ НЕ ПРИНИМАЛИ

 

В 1935 году советские власти взорвали Спасо-Преображенский собор, впоследствии были утрачены и мощи небесного покровителя города Михаила Тверского, до этого, в 1931-м, была разобрана огромная трехъярусная колокольня XVIII века. Звук 16-тонного колокола слышали даже на окраинах Твери.

Стоит отметить, что особое место в истории Спасо-Преображенского собора занимает Императорский дворец, построенный по проекту Петра Никитина в 1763-1778 годах, дополненный и реконструированный Карлом Росси в 1809-м и Александром Резановым в 1864-1871 годах. Дворец строился на месте серьезно пострадавшего от очередного тверского пожара архиерейского дома. Последний пожертвовал для новой архитектурной жемчужины не только свой фундамент, но и западную стену. Несмотря на разность архитектурных стилей, собор и Императорский дворец не выглядели эклектичными, а дополняли друг друга.

К сожалению, не все горожане знают об этом архитектурном симбиозе и о том, что дворец для Екатерины II строился не где-то в стороне, а именно близ собора. О связи собора и дворца, а также о появлении негативного фона вокруг восстанавливаемого Спаса высказалась искусствовед Ната Майорова:

– Безусловно, собор появился намного раньше, чем Императорский дворец, но упорство обывателя искажает историю. Даже Императорский дворец многие так и норовят назвать путевым, что является грубейшей ошибкой. Ведь это не путевая изба, коих было великое множество по дороге из Санкт-Петербурга в Москву, а стационарный дворец для полноценного царского проживания, специально построенный рядом со Спасо-Преображенским собором. Парадный фасад дворца обращен на Волгу, а не на Советскую улицу, как думают многие.

Противников у восстанавливаемого собора много. Яркая и радостная игрушка в виде отреставрированного Императорского дворца – и вдруг рядом вырастает невзрачный забор. Могу сказать, что подобная ситуация несколько лет назад возникла и в связи со строительством памятника благоверному князю Михаилу Тверскому. Памятник считали лишним, а самого Михаила Ярославича невежды называли слабым правителем, неспособным защитить Тверь от недругов. А ведь сейчас все понимают, что памятник очень удачно и символично вписался в город. Люди, как правило, отрицают все новое или хорошо забытое старое. Видимо, это заключено в российской ментальности – не случайно погиб от рук убийц царь-реформатор Александр II… Строительство храма Александра Невского у железнодорожного вокзала также вызвало недовольство, но в итоге получилось украшение города! Сегодня Твери возвращаются утраченные архитектурные доминанты.

 

«НЕ СЛУЧАЙНОСТЬ, А ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ»

Работы по восстановлению собора. Весна 2016 года

Идея по восстановлению Спасо-Преображенского собора витала еще с 90-х. В 1992 году молодой искусствовед, историк архитектуры Алексей Салимов, преодолев сопротивление чиновников, провел первые разведочные работы по выявлению остатков Спаса. Тогда была выявлена центральная апсида собора конца XVII века.

На основании археологических данных и обнаруженных чертежей собора, которые хранятся в музее архитектуры им. А.В. Щусева (Москва), Салимов «посадил» храм XVII века на современный план города, опубликовав его в монографии о соборе, вышедшей в 1994 году. Затем появилось общество по возрождению памяти о Михаиле Тверском, помимо Алексея Салимова, у его истоков стояли первый всенародно избранный мэр Твери Александр Белоусов, меценат Валерий Гусев, бард Михаил Круг, актер драмтеатра Георгий Пономарев, архитектор Валерий Курочкин и другие известные тверитяне.

Когда храм благоверного князя Михаила Тверского был построен, инициативная группа преобразовалась в общину Спасо-Преображенского собора, первое собрание которого прошло 25 июля 2002 года, позже община организовала фонд «Собор». С тех пор шли согласования с федеральным министерством культуры, с коммунистами (о переносе памятника Калинину), оформлялась и выделялась земля. И наконец в 2014 году территорию под восстановление собора огородили металлическим забором, начались археологические раскопки. В тот период директор Тверского научно-исследовательского историко-археологического и реставрационного центра Александр Хохлов подтвердил, что Спасо-Преображенский собор возводится на своем исконном месте:

– Главный архитектор проекта Владимир Микрюков точно смог сделать посадку восстанавливаемого здания в плане обмерных чертежей, выполненных в 1935 году перед взрывом собора. Посадка собора будет сделана полностью на основании исторической документации.

Сам Владимир считает, что восстановление Спасо-Преображенского собора не случайность, а предначертание свыше:

– Это божественный промысел, все решается без нашего ведома. Впрочем, не обошлось и без сопротивления врага рода человеческого, оно может выражаться как в неблагоприятных обстоятельствах, так и в действиях людей, до конца не понимающих, что они делают. Я участвовал в строительстве четырех храмов и сталкивался с реальным сопротивлением. Например, при закладке фундамента храма Александра Невского на привокзальной площади заместитель губернатора инициировал перенесение храма в другое место. Я вам скажу так: чем больше мы воссоздадим памятников архитектуры и наших духовных символов, тем крепче будет стоять Тверь, тем быстрее прекратится непонятное полуподвешенное состояние Тверской области. Спас – краеугольный камень Твери. Некоторые спрашивают, почему у нас все так плохо, постоянно меняется власть, область не развивается? Патриарх Алексий II сказал: когда вы воссоздадите то, что разрушили, тогда и начнется все так, как должно быть.

За металлическим забором уже начинают возвышаться стены храма, в этом году в них была отслужена первая литургия. Глава фонда «Собор» Владимир Архаров рассказал «Каравану» о том, как и на какие средства идет строительство главного храма Твери:

– Многие думают, что собор строится на бюджетные деньги, мол, где-то недодали народу и начали строить храм. На самом деле в стройке нет ни одного бюджетного рубля. Собор восстанавливается на частные средства меценатов. Мы также предлагаем жителям приобрести именные кирпичи для строительства собора – это небольшая лепта, которую может внести каждый от чистого сердца. Конечно, экономика слегка замедлила темпы, но тем не менее мы продолжаем строить. Благоприятствует и тот факт, что Тверскую область возглавил православный губернатор.

 

СТАДИОН «ХИМИК» НУЖНО ПЕРЕНОСИТЬ?

 

Спасо-Преображенский собор проецируется в умах архитекторов, художников, писателей, историков. Алексей Салимов – автор ряда книг о Тверском Спасе. Он напоминает, что кафедральный Спасо-Преображенский собор стоял в центре Тверского кремля, который являлся основополагающим ансамблем города:

– Спас возвращается на свое место. Дворец был выстроен позже Спаса, его нужно было освобождать от больших деревьев со стороны Волги, подбирая соответствующие породы деревьев, которые вырастая, не закрывали бы здание, т.к. основной фасад Императорского дворца – речной, волжский. Если говорить о реконструкции территории Кремля, то, конечно, лишним здесь является стадион «Химик», его нужно переносить на Краснофлотскую набережную. Тверь сегодня, пожалуй, единственный древнерусский город, где в кремле устроен стадион. Исключив этот объект из пространства бывшего Тверского кремля, мы сможем сделать город более привлекательным, что будет способствовать развитию внутреннего туризма. Освободившуюся территорию можно регенерировать для градостроительной и эстетической привлекательности города. Для начала на мысу, где Тьмака впадает в Волгу, можно возвести башню и небольшие участки кремлевских стен.

Так или иначе все опрошенные нами эксперты в один голос утверждают, что Спасо-Преображенский собор не чья-то прихоть, а исторический памятник, архитектурная доминанта, духовный символ Твери. Как только будет построен главный храма города, быть может, найдутся и мощи Михаила Тверского.

Павел КИРИЛЛОВ

58 0
Лента новостей
Прокрутить вверх