Генплан на скорую руку

30.01.2013, 13:13

НАЧИНАЕМ АНАЛИЗИРОВАТЬ НАРИСОВАННОЕ БУДУЩЕЕ ТВЕРИ

 

Генплан Твери, речь о котором шла на протяжении последних 20 лет, был спешно принят перед Новым годом. Таким образом, Тверь уложилась в отведенные федеральным законодательством нормы и обрела перспективу получить из Москвы транши на строительство нового моста и т. д. Но будет ли работать новый генплан? Не создана ли просто очередная бумажка, которую положат в чей-то стол и забудут?

 

«МЕЧТЫ, МЕЧТЫ, ГДЕ ВАША СЛАДОСТЬ?..»

 

По чистой случайности в наших архивах обнаружился спецвыпуск газеты «Вече Твери» за 1991 год, посвященный генплану, принятому исполкомом облсовета в ноябре 1990 года. Называется «Тверь 2010 года». Вообще-то, это был немного откорректированный генплан еще 1984 года.

Так вот: предполагалось, что к 2010 году население Твери достигнет 530 тыс. жителей. Должны были быть построены крупные жилые массивы, семь новых школ, по кинотеатру в каждом микрорайоне, в Южном должны были появиться больница и поликлиника, в Заволжском районе – вендиспансер. От старого тверецкого моста до карьеров в Константиновке предполагался парк культуры и отдыха, новые трамвайные пути должны были протянуться в Дорошиху, троллейбусы – пойти по Комсомольскому проспекту и бульвару Шмидта. Новые мосты через Волгу были намечены в створе ул. Карла Маркса и Перекопского переулка, а также в районе ТЭЦ-4, кроме того, планировались два новых моста через Тверцу. Ничего из этого в 2010 году мы не увидели.

 

«ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА»

 

Здесь планируется дорога - прямо по  Христорождественскому монастырюНа протяжении прошедших постперестроечных лет генплан заказывали еще несколько раз – при мэре Белоусове и при мэре Лебедеве над ним работал Санкт-Петербургский институт урбанистики, изначальный разработчик всех послевоенных генпланов нашего города. Каждый раз работа выполнялась, за нее платились деньги, но получалось не совсем то, что нужно современной Твери.

При главе администрации Твери Василии Толоко, молодом прогрессивном менеджере, была предпринята попытка подойти к разработке генплана с современных позиций. «Давайте сначала пропишем концепцию развития Твери, а генплан пусть станет ее графическим отражением», — решили в мэрии. И привлекли одного из ведущих мировых светил в области территориального маркетинга, английского консультанта Ричарда Тиббота – чтобы тот взглянул на нас с европейских позиций. Сколько будет людей в городе, чем они станут заниматься? Будет ли Тверь городом большой промышленности или, наоборот, вузовской науки? Какое влияние окажет на нас вхождение в Московскую агломерацию, сумеем ли мы избежать участи дальнего спального района столицы и что надо делать, чтобы правильно выстроить «симбиоз» с находящимся под боком гигантским мегаполисом?

Пока Тиббот писал свою концепцию, Толоко сняли с должности. Труд английских специалистов сложно оценить, поскольку его прогнали через автопереводчик, отчего он обратился в бессмысленный набор слов. Очередная концепция развития Твери в очередной раз была забыта в очередном ящике письменного стола.

 

«НЕ ДО ЖИРУ, БЫТЬ БЫ ЖИВУ»

 

Старый мост когда-нибудь станет пешеходнымПод таким девизом сразу в двух чтениях в декабре 2012 года городской думой был принят новый генплан Твери. Смелый тверской архитектор Андрей Барковский и его фирма «Домус» взялись за то, что 20 лет не удавалось санкт-петербургскому НИИ, – за несколько месяцев создать генеральный план Твери, причем безо всякой концепции развития. За плечами у Барковского перед этим была разработка генплана нового города Завидово совместно с английскими проектировщиками. Насколько нам известно, тогда Барковскому пришлось все переделывать. Ну и в Твери, судя по всему, либо все будет переделываться, либо генплан станет просто игнорироваться.

Первыми забеспокоились комитет по охране памятников истории и культуры, Тверская митрополия и краеведы.

Новый генплан очень вольно обошелся с охранными зонами. Иеромонах Борис (Тулупов), настоятель Николо-Малицкого монастыря, в чьем гипотетическом ведении находится некогда крупнейший монастырь Твери – Желтиков (в гипотетическом, потому что сейчас там земли военных, и развалины монастыря едва видны из-за колючей проволоки), с ужасом обнаружил, что на месте древней обители запланирована транспортная развязка, выход на окружную дорогу со стороны улицы Оснабрюкской. Хорошо, он вовремя забил тревогу (да и военных потеснить затруднительно), и развязку чуть-чуть передвинули.

Однако опасность нависла над кладбищем Иоанно-Предтеченской церкви и сквером апостола Филиппа. И пока мы не знаем, рассосется ли эта угроза (см. статью «Реальность или афера?» в этом номере).

Весьма странная дорога запланирована прямо через Христорождественский монастырь, переживающий сейчас свое второе рождение. Вернее, на плане нарисованы аж две дороги. Одна – прямо по берегу Тьмаки – сходит с моста и ведет наискосок на улицу Баррикадную. Другая прямиком проходит по монастырскому корпусу и крестильной часовне Воскресенского собора и выводит на Двор Пролетарки. Как это согласуется с реставрацией монастыря и сооружением вокруг него новой стены – неизвестно. Зачем было закладывать в генплан светско-религиозные конфликты – тоже неясно.

 

«ВСЕ ВЫШЕ, ВЫШЕ И ВЫШЕ»

 

На наш взгляд, серьезная ошибка – увеличение высотности жилой застройки. В ближнем Заволжье, между улицами Софьи Перовской и Краснофлотской набережной, по улице Вагжанова дома вырастут до 16 этажей, за Санкт-Петербургской заставой и в еще ряде мест – и того выше. Вокруг церкви Белая Троица предполагается застройка высотой до четырех этажей, а ближе к Тьмаке – до восьми.

Подозреваем, откуда растут «ноги» этой идеи. Некоторое время назад один из видных тверских строителей прямо говорил нам, что, дескать, поручи ему разрабатывать генплан – и он разработает его вмиг, запланировав высотную застройку на принадлежащих его фирмам землях. Вот и запланировали.

Кто будет покупать квартиры в этих многоэтажках? Видели, в Химках, вдоль Ленинградки, понастроили таких домов? Жутко смотреть на их темные окна – квартиры по взвинченным ценам так и стоят нераспроданные. Весь мир пытается уходить от «каменных джунглей», в Канаде, например, с 90-х годов просто запрещено строительство домов, где квартиры не имеют отдельных входов: исследования показали, что «ничейное» пространство подъездов и лестничных пролетов является рассадником преступности и ведет к маргинализации населения. Во Франции, тоже понастроившей в 60-е блочных девятиэтажек, их активно сносят, заменяя на дома в четыре-пять этажей.

А в России, видимо, земли мало. И вместо того, чтобы развивать пригороды, мы снова увеличиваем этажность, искажая исторический силуэт города.

 

ПРОБКИ ОСТАНУТСЯ?

 

На наш взгляд, слабовата и часть, касающаяся развития транспортно-дорожной сети. Как известно, машин в центре города ровно столько, сколько им позволяет там быть городская власть. Это правило выстрадано городами всего мира. Еще одно правило, которое усвоили градостроители Европы, Америки и развитых азиатских государств, – проблему пробок не решишь строительством скоростных магистралей, развязок и эстакад. Как правило, они ее лишь усугубляют. Те, кто раньше поостерегся бы ехать в центр на своем автомобиле, по широким дорогам и удобным развязкам доезжают туда быстрее.

Проектом запланировано строительство 30 автомобильных развязок и трех туннелей. А также создание системы магистралей общегородского значения с непрерывным движением в обход наиболее загруженных улиц центра. Проспект Победы планируется продлить до Московского шоссе, также будет продлена улица Коминтерна – с выходом на западную и восточную магистрали общегородского значения с непрерывным движением. А также продлена улица Оснабрюкская. Таким образом, основные транспортные оси получат дублеров, и, по идее, это снизит загруженность. Но успеют ли планы проектировщиков за ростом автотранспорта в Твери? Сегодня обеспеченность тверитян автомобилями недотягивает даже до уровня какой-нибудь Польши…

Что-то не увидели мы в генплане мест под перехватывающие парковки, чтобы тверитяне могли поставить свои машины и спокойно пройтись минут десять до своих офисов в центре города.

Хотя есть важное достижение: права пешеходов и велосипедистов в новом генплане все же отражены.

Отдельный разговор – подход к развитию инженерной инфраструктуры. Мы планируем посвятить этой теме еще несколько статей и приглашаем к разговору тверскую общественность. Понятно, что генплан уже принят. Но, судя по всему, это не догма, и пересматривать его будут еще долго.

Мария ОРЛОВА

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх