В ТЮЗе поиграли в чепуху

09.09.2014, 12:29

6 сентября в ТЮЗе состоялся предпремьерный показ спектакля «Полет в небеса, или Удивительная кошка» по произведениям Даниила Хармса, которым театр откроет 82-й сезон.

Предпремьерный показ – это всегда показ для «своих», поэтому в преддверии спектакля в фойе царила домашняя и вместе с тем предпремьерно-нервная атмосфера. Стрелки часов уже пересекли отметку часа икс, но зрителей в зал все не пускали. «Еще готовятся», – думали многие… и ошиблись. Этот спектакль начинается не на сцене и даже не в зале. Как и сам театр, он начинается с вешалки. А точнее, с гардероба.

Неожиданное начало заставляет замереть на месте и лишь через пару секунд включиться в удивительное действо, которое из гардероба постепенно перетекает в фойе, а затем на театральную лестницу и балкон, полностью оправдывая жанр спектакля, который создатели определяют как «бродилка». И сразу становится понятно, почему не пускали в зал, в гардеробе стоят птичьи клетки, а пространство фойе украшают верстовые столбы.

Вне зрительного зала артисты ТЮЗа в костюмах разной степени клетчатости и цветастости на расстоянии вытянутой руки от зрителя начинают оживлять героев стихов и прозы Хармса, задавая тон всего дальнейшего действа. После такого своеобразного пролога актеры таки приглашают в зал, но и там, верные жанру «бродилки», максимально задействуют все имеющееся пространство от сцены до балкона.

Еще одной особенностью постановки является ее интерактивность, которая позволяет включиться в процесс всем зрителям от мала до велика, делая спектакль по-настоящему семейным. Согласитесь, что не каждый день вам и вашему ребенку в театре предлагают, к примеру, подержать ленту ограждения на месте «преступления» или вместе с доброй половиной зала погудеть как паровоз.

Декорации спектакля вслед за сменой отыгрываемых актерами произведений бесконечно трансформируются, подчеркивая всю обаятельность хармсовской «игры в чепуху» любовно выпиленными облачками в заборе и сюрреалистически парящими дверьми и остовом контрабаса.

В целом в контексте репертуара ТЮЗа спектакль стал своеобразным мостиком между двумя последними премьерами – «Алисой» по Кэрроллу и «Ожиданием» по стихам Рождественского. Большей частью состоящая из поэтических опусов Хармса, постановка вместе с тем несет отпечаток сюрреалистичности условно-детской «Алисы», но, в отличие от последней, ее доступность для детского восприятия не условна. Дети как зрители никогда не лгут. И для них спектакль, несомненно, удался.

В ближайшее время постановку можно будет посмотреть 5, 7 и 19 октября.

Евгений ВЫЧЕГЖАНИН

12 0
Лента новостей
Прокрутить вверх