Реконструктор костюма, исследователь моды, кавалерственная дама Нина Павлова вспоминает свою краеведческую экспедицию в усадьбу графов Паниных и князей Мещерских. Она находилась в Дугино Смоленской области.
До настоящего времени, увы, не сохранилась. Усадьба, как и многие другие, утрачена после революции, усадебный дом сгорел в 1918 году. Развалины есть ещё, и остатки большого старинного парка площадью 35 га на левом берегу Вазузы.
А в XVIII-XIX веках это была роскошная усадьба графов Паниных и князей Мещерских. Выстроен был великолепный дом-дворец с двумя флигелями. В залах была большая коллекция картин русской, но больше иностранной, в т.ч. голландской живописи. Дорогая мебель. Был обустроен дугинский парк площадью в 35га на левом берегу реки Вазузы, состоявший из 2 частей-регулярная -французский парк и пейзажная -английский парк, были диагональные аллеи- 1-лиственничная, 2-березовая, 3-дубовая, 4-кленовая, 5-липовая. Каскады прудов — классических прямоугольных боскетов обсажены лиственницами, вода переливалась из одного в другой и вниз в реку Вазузу. Это был парк с прекрасными аллеями, лужайками, цветниками, с каскадом прудов. Наша экспедиция состоялась в 2019 году.
Как сложилась судьба усадьбы Николая Мещерского, строителя ж/д дороги Ржев-Вязьма
Мы обнаружили кирпичную кладку мостика над журчащим ручейком, вытекающим из природного родника на левом берегу реки. Это был живописный арочный мостик, сделанный из старинного кирпича, чудом сохранившийся от прежнего владельца князя Мещерского. Прошло больше 130 лет и вот историческая архитектурная ценность. Строительный материал — подлинный старинный кирпич с клеймом владельца завода. Кирпич с клеймом КМ (Князь Мещерский). Я сделала замеры. Вес-3,6кг, размеры: 250х125х60мм.
Справка: Николай Петрович Мещерский (1829-1901) владелец имения Дугино, был назначен императором Александром II руководителем постройки железной дороги, соединяющей Ржев и Вязьму. И строительство было завершено в кратчайшие сроки. Для возведения всяческих железнодорожных построек князем в 12 км от имения был построен кирпичный завод. Там же, в Новодугино, был построен железнодорожный вокзал. Кирпич князя Мещерского, выпускаемый на заводе с 1887года имел личное клеймо КМ.
Старые кирпичные заводы выпускали свой удивительный кирпич, вплоть до революции 1917 года. Каждый старый кирпич нес на себе клеймо владельца того или иного кирпичного завода, что гарантировало его безупречное качество и прочность.
В настоящее время на месте бывшей усадьбы Дугино и в окрестностях села Мольгино создана современная развитая инфраструктура. Построены школа, интернаты, санаторий, спортивные сооружения в т.ч ледовый центр, современные дома для местного населения, новая церковь с колокольней, магазин, приведен в порядок парк, обустроены зоны отдыха, перерабатывающий комплекс, строятся новые дороги. Дают урожай молодые яблоневые сады, окрестные поля возделываются, есть охотничьи угодья, грибы, ягоды. Стоит порадоваться, что жизнь продолжается. Но это уже другая история.
Усадьба Дугино Смоленской области.
Судьба арочного мостика печальна, прошло пять лет, в настоящее время он полностью разрушился. Время беспощадно.
Благодарю мою большую родню за всестороннюю помощь в краеведческой экспедиции.
Нина Павлова. Фото автора в 2019г.