Реконструктор костюма Нина Павлова создала дамскую шляпку фасона франциск

16.01.2024, 15:00
Фото: К.Крюков

Реконструктор костюма, исследователь моды, «дама Ботанического сада», кавалерственная дама Нина Павлова создала дамскую шляпку фасона франциск.

В своей статье она делится историей создания головных уборов в ХIХ веке. Головные уборы составляют самую красноречивую часть гардероба сигнализируя об общественном  статусе человека и одновременно характеризуют его индивидуальность.

Шляпы, как мужские, так и женские, придают своему обладателю обаяние, как никакой другой элемент костюма. Шляпа важный аксессуар, она сразу заметна и играет важную роль в создании целостного образа. В костюме ХIХ века шляпы были обязательной составляющей европейского гардероба.

Мужские шляпы часто говорят о статусе и власти. Головной убор придает чувство превосходства над человеком с непокрытой головой. Актуальным массовым головным убором шляпы перестали быть в шестидесятые годы ХХ века. В настоящее время носят совсем незамысловатые головные уборы в качестве защиты от внешней среды и как элемент униформы. И все же прошлые жизни настоящих шляп глубоко укоренены в нашей культурной памяти и в социальных ритуалах, и по-прежнему играют определенную роль.

Женские шляпки всегда имели разнообразные фасоны, изготавливались из различных материалов, фетр, соломка, мех, хлопок, лён, шёлк. На смену одним  модным фасонам приходили другие. Женские шляпки это красота, это вкус, это гордость, это прелесть, это статус, это стиль, это шик, это кураж!  Любая поклонница шляпок может продолжить  список значимых достоинств.

Фото: К.Крюков

Желая разнообразить свой набор головных уборов при  исследовании моды ХIХ века, а также, покопавшись в специальной литературе, пересмотрев произведения изобразительного искусства,  и используя труды авторитетных реконструкторов исторического костюма,  я задумала изготовить новую шляпку к визитному костюму турнюрного стиля.

И вот уже прогулка  в припорошенный чистым пушистым снегом  городской сквер с маленькой и любопытной собачкой по кличке  Кристи.  В качестве головного убора для зимнего сезона  новая бархатная шляпка, фасон называется  франциск, по мотивам  картины Н.И.Крамского  «Неизвестная», 1883г. Каждый из нас был в Третьяковской галерее и великолепная картина художника-передвижника производит неизгладимое впечатление почти на каждого посетителя.

Дама на картине изображена в шляпке, фасон – франциск, а возник он из страны, законодательницы моды  Франции, от основателя ветви династии Валуа короля Франциска I. Модным женским головным убором фасон стал в XIX веке. И имя собственное короля Франциска I перешло в имя нарицательное, обозначающее определенный фасон шляп, и пишется с маленькой буквы – франциск.

Основа фасона: к округлому донышку притачивается сшитая в круг полоска ткани, прокладывается кулиска, стягивается по размеру, поля книзу. Сбоку должно быть страусиное перо. Возможны вариации. Специалисты знают.  На самом деле фасон простой, но это на первый взгляд, и если просто смотреть на картину. Картина хорошо воспроизводится по памяти, но как дошло до практического изготовления сразу возник ряд сложностей, хотя в галерее была многократно.  А я поставила задачу сделать похожую, как принято говорить «по мотивам произведения».  Материал –натуральный бархат. При пошиве еще и немного  усложнила фасон, превратив кулиску  в тулью горизонтальными застроченными складками, донышко  увенчано валиком.  Поля маленькие, книзу, отделаны по нижнему краю золотистой  ленточной тесьмой в небольшую сборку. Получилось очень фактурно.

Как украшение в оригинале использованы легкие страусовые перья белого цвета,  но не совсем так, напряглась, при более детальном изучении и  приближении нескольких изображений картины, оказалось, что перья сдвоенные! Такой приём часто использовали в изготовлении шляпок. Так и сделала, фоновый жёлтый цвет, разбавленный белым, придает легкость, воздушность и эффектно смотрится на иссиня-черном бархате конрастируя с ним. Модистки знали толк! В декоре использована золоченая брошь, возможно, и золотая, (я использовала антик) и жемчуг, причем не только круглый, но и каплевидный, в моих  «закромах» такого не оказалось, пришлось поискать, нашла. Удачный акцент! Перья прикрепила справа,  в источнике они подвиты, я тоже это выполнила, но, что то пошло не так, гуляя по улице кудрявость на перьях исчезла.  Хотя в целом, если  делать вещь по первоисточнику, пусть и с погрешностями, все же это близко  к исторической эпохе,  похоже! И еще, я,  отнюдь, не претендую на сходство с дамой Крамского.

Фото: К.Крюков

Красивая эффектная бархатная  шляпка фасона франциск родом из в XIX века, над которой я усердно, вдохновенно и с удовольствием трудилась, теперь есть в моей костюмерной! Новая шляпка — настоящее украшение  исторического образа  элегантной дамы. Стилизованных шляп у меня много, но такой именно не было. И она теплая, можно смело надевать в холодную погоду. А зима нынче настоящая русская морозная снежная! Пусть будет! Спасибо за внимание к моей очередной работе.

Нина Павлова

О взгляде автора на бальную моду России позапрошлого века читайте в статье «Каравана». А еще Нина Григорьевна пишет интересные эссе, пронизанные красотой и любовью к эпохе XVIII–XIX веков. Первое эссе Нины Павловой называется «У фонтана». Его можно прочитать по ссылке. У автора есть второе эссе. Оно называется «Запах дома». Третье эссе называется «В разлуке».

51 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх