Когда начнется стройка ВСМ Москва – Петербург

Что ждет жителей Тверской области

16.10.2024, 13:00
коллаж Кирилла Салимова

Высокоскоростную магистраль обещают запустить уже в 2028 году. Предварительная цена билета от Москвы до Питера тоже озвучена. «Караван» выяснил, что происходит с домами, которые должны снести ради возведения участка дороги по Тверскому региону.

Напомним, что президент РФ Владимир Путин дал старт строительству ВСМ в марте 2024 года. Однако самому проекту уже лет 30. Его обсуждение возобновилось пару лет назад. Сейчас уже есть предварительный бюджет – порядка 1,8 трлн рублей и даже предварительная цена билета – 8900 рублей. Данную цифру озвучил замминистра транспорта России Дмитрий Зверев на пленарном заседании Госдумы. Для сравнения: билет на «Сапсан» из Москвы до Санкт-Петербурга можно купить от 3760 рублей за экономкласс и до 30 тысяч рублей за первый. Правда, нужно покупать заранее. Перед поездкой билеты значительно дорожают.

Поездка на «Сапсане» из Москвы в Санкт-Петербург длится 4 часа, а по ВСМ путь займет 2 часа 15 минут. Ожидаемый пассажиропоток – 23 млн человек в год. Любопытно, что проект считается окупаемым. Это значится в документах Министерства транспорта РФ.

Для ВСМ создадут новый высокоскоростной поезд. Выпускать его будут на заводе «Уральские локомотивы». В кооперации задействуют более 100 российских компаний. К 2028 году должны собрать и передать РЖД 28 поездов. Это очень сжатые сроки. А к 2030 году по ВСМ должны курсировать уже 43 поезда.

Каждый поезд рассчитан на 454 места в восьми вагонах. В первом классе будет 15 мест, в бизнес-классе – 68, в комфорт-классе – от 48 до 72, в стандартных – от 52 до 83. А еще будет переговорный вагон, рассчитанный на четырех человек и два места в купе-сьют. Поезд сможет разгоняться до 400 км/ч, но его планируется эксплуатировать на скорости до 360 км/ч.

Уже началось строительство ВСМ на участке Москва – Алабушево. В 2024 году в РЖД на эти цели потратят 13,8 млрд рублей. Как рассказал журналистам глава Сбербанка Герман Греф, основная масса финансирования начнется в 2025–2026 годах. В 2025 году – начало, а 2026-м финансирование будет постепенно нарастать. Интересно, что часть ВСМ на участке от Зеленограда до Санкт-Петербурга должны построить по концессионной схеме за 1,75 трлн рублей.

Сроки строительства очень сжатые. Тем удивительнее узнать, что опрошенные нами жители деревень, по которым, согласно плану, должна пройти ВСМ, никаких документов о выкупе их участков не получили. Речь о деревнях Даниловское, Савино, Чадово, Рябеево, Никольское и других.

Еще полтора года назад на сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора) в разделе «Правовые акты» жители СНТ «Мечта» Конаковского района Тверской области нашли распоряжение Росжелдора об изъятии их участков. После этих предварительных документов должны были запустить процедуру выкупа земли. Однако этого до сих пор не произошло. Важно понимать, что жители могут еще оспорить цену выкупа. Начнется суд, который может длиться не один месяц и даже год. К слову, как рассказали люди, кадастровая стоимость их участков неожиданно снизилась, так что за выкуп родных для них дач и домов они получат совсем немного.

Строительство ВСМ по территории Тверской области должно начаться уже в 2025 году. К этому времени должны быть выкуплены все участки. Однако процесс даже не запущен! Все это наводит на мысли, что сроки строительства будут сдвинуты. Недаром на последней презентации ВСМ была прописана другая дата сдачи проекта – 2029 год. Это все объяснили невнимательностью автора презентации, но вопросы остались.

Где будет вокзал в Твери

фото: rorozoa/ freepik.com

До сих пор точно не выбран окончательный проект строительства ВСМ. Согласно текущей версии, дорога будет построена в объезд Твери и Великого Новгорода. Станция Новая Тверь должна появиться рядом с деревней Курово – это порядка 20 км от областной столицы.

Однако при таком раскладе, как посчитали в Минтрансе России, ВСМ потеряет 11% пассажиропотока и 30% косвенных социально-экономических эффектов. Так, путь из Твери до Москвы займет 77 минут, из них 40 – это поездка в самом поезде, еще 20 – на автобусе, на пересадку дается 15. Это все идеальные цифры. Жители Твери прекрасно понимают, что добраться до деревни Курово за 20 минут из центра невозможно. Пробки, светофоры, а зимой плохие дорожные условия увеличат это время до 40, а то и 60 минут. Смысл поездки на скоростном поезде просто потеряется. Ты доберешься до Москвы за 1,5–2 часа. И зачем, если есть «Ласточка» с центрального вокзала, которая стоит намного дешевле.

В качестве компромиссного варианта рассматривается строительство съездов от Твери до ВСМ. То есть пассажиры будут садиться на железнодорожном вокзале на поезд, который довезет их до высокоскоростной магистрали. В этом случае поездка из Твери до Москвы займет всего 54 минут. Рассматривается и более фантастический вариант – проложить ВСМ прямо по центру Твери с заездом на железнодорожный вокзал, но это существенно удорожит строительство трассы. Плюс нужно будет создавать и качественно прорабатывать новый маршрут. На это нужны и деньги, и время.

Вариант строительства съездов от Твери и Новгорода к ВСМ еще весной называли приоритетным. Он позволит использовать дорогу еще до полного завершения строительства. Так, по ней могут пустить «Сапсаны», когда будет готов участок от Москвы до Новой Твери. Однако пока это только разговоры. Решение не принято, проектирование не начато.

Более того, даже текущий проект толком не выполняется. Возможно, это говорит о том, что рассматривается варианты его изменения. Но, скорее всего, уже сейчас возникли трудности с реализацией данной версии проекта – финансовые или организационные. «Караван» следит за развитием событий.

Андрей Добронравов

51 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх