В последнее воскресенье сентября в России традиционно отмечается День машиностроителя, в этом году он выпал на 29 сентября. «Караван» поздравляет с праздником всех, кто трудится в этой отрасли, и задается вопросом, в каком состоянии область машиностроения сегодня.
Машиностроение является ключевой отраслью экономики любой высокоразвитой страны, основой индустриального сектора и важным элементом промышленного и интеллектуального потенциала.
Однако машиностроение охватывает не только автомобилестроение. Это разнообразные станки, оборудование, ядерные реакторы, подводные лодки, космические корабли, а также бытовые приборы, такие как пылесосы и стиральные машины. Все это необходимо для комфортной жизни каждого человека и влияет на производительность труда в других отраслях экономики, уровень экологической безопасности промышленности и обороноспособность страны.
Для Тверской области это особый праздник. Отрасль машиностроения долгое время была основой экономики региона, давая при этом тверитянам не только рабочие места, но и возможность реализоваться в профессии. Но как в Тверской области обстоят дела с машиностроением в наше время?
На этот насущный вопрос HR-менеджер предприятия «Тверьстроймаш» Елена Сергеевна Присухина отвечает так:
«После введения санкций мы, «Тверьстроймаш», столкнулись с беспрецедентными вызовами. В условиях ограничений оперативно перестраивали рабочие процессы, искали новых партнеров и новые методы взаимодействия.
К выбору поставщиков мы всегда подходим очень ответственно. Наша команда посещает предприятия потенциальных партнеров, анализирует опыт, культуру производства, а также уделяет большое внимание репутации. В условиях санкций нам пришлось, не снижая требований к качеству комплектующих и оборудования, перестраивать эти процессы на более высокую скорость. Специалисты «Тверьстроймаша» – настоящие профессионалы, поэтому, несмотря на трудности, мы продолжили выполнять свои обязательства перед клиентами и партнерами на высоком уровне.
Условия ограничений стали для нас мощным импульсом к развитию и выходу из привычных рамок. Мы выпустили на рынок новый бренд Tvermax. За новым именем стоит международная команда с более чем 20-летним опытом создания транспорта для перевозки больших и тяжелых грузов. Продолжили работу над актуализацией серийных моделей полуприцепов, непрерывно инвестируем в модернизацию производства.
Что касается новшеств в этой сфере, то мы не можем говорить от лица всей отрасли, потому расскажем, что происходит у нас. В нашем производстве все еще высока доля ручного труда, но мы постоянно повышаем уровень автоматизации и цифровизации. За последние годы «Тверьстроймаш» инвестировал значительные средства в покупку современного оборудования с программным управлением. Это позволило нам увеличить объемы производства, качество продукции, сделать работу в производстве более комфортной для сотрудников.
Соответственно, изменились требования к специалистам, которые работают с производственным оборудованием. Они должны обладать не только прикладными профессиональными навыками, но и базовыми знаниями IT. Обучаем, развиваем, помогаем оперативно освоить нужные навыки.
Ощутимо изменилась работа инженера. Мы внедрили новые программные продукты, с помощью которых автоматизировали процессы конструкторской и технологической подготовки производства.
Еще один тренд – забота об экологии. «Тверьстроймаш» ответственно относится к своему влиянию на окружающую среду. Мы сортируем промышленные и бытовые отходы, отдаем на переработку то, что подлежит вторичному использованию. Наши сотрудники активно поддерживают экологические инициативы.
Отдельно подниму тему кадров. Сейчас, когда на рынок труда активно выходят представители поколения Z, которые ориентированы на получение высшего образования и офисную работу, остро не хватает специалистов и рабочих производства. У нас открыты вакансии сварщиков, токарей, стропальщиков и др. Чтобы компенсировать дефицит, активно сотрудничаем с инженерным факультетом ТвГТУ, машиностроительным, политехническим и технологическим колледжами. Своим сотрудникам мы предоставляем достойную заработную плату, возможности личного и профессионального развития. Каждый сотрудник «Тверьстроймаша» проходит обучение минимум раз в год.
Стремимся к тому, чтобы в нашей команде сотрудники могли развиваться и комфортно работать, реализуя свой потенциал».
Также обстановку в сфере машиностроения в Тверской области прокомментировала начальник отдела кадров ООО «ПК «Техинком-Центр» Алла Анатольевна Горшкова:
«За последние годы в результате санкций мы окончательно перешли на российские комплектующие. К сожалению, появилась другая проблема – в машиностроении очень мало рабочих кадров. Однако наше предприятие справляется более чем успешно.
ООО «ПК «Техинком-Центр» было организовано в Твери в 2003 году как предприятие по разработке и изготовлению автомобилей для борьбы с пожарами и чрезвычайными ситуациями. За все эти годы среднесписочная численность персонала нашей организации составляет 190 человек – всем этим людям мы предоставляем гарантированные рабочие места.
Производственная компания «Техинком-Центр» входит в холдинг «Техинком», являющийся одним из крупнейших на рынке изготовления, продажи и сервисного обслуживания коммерческой и легковой автотехники, работающий в российском автобизнесе с 1992 года, что тоже обеспечивает нашим сотрудникам определенную стабильность.
При этом наша эффективность не падает. За годы работы произведено более 3000 единиц автотехники специального назначения, большинство из которой изготовлено в интересах Министерства обороны РФ, а основные модели пожарной техники поставлены на снабжение в Минобороны».
Учитывая мнения экспертов, можно смело сказать, что, несмотря на все трудности, машиностроение в Тверской области все еще остается большой и важной частью экономики региона, способной дать стабильные рабочие места и обеспечить карьерный рост. И это неудивительно, ведь машиностроение было, есть и будет одной из ведущих и наиболее стабильных отраслей в России.
Дмитрий Красных