Строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург: как найти компромисс
«Караван» собрал за круглым столом тех жителей Тверской области, кто может пострадать от строительства высокоскоростной железной дороги Москва – Санкт-Петербург. К нам по интернету присоединились представители Московской и Новгородской областей. Разговор приоткрыл завесу молчания над этой долгоиграющей проблемой, которая все больше будет определять социальный климат в регионе до начала строительства и во время него. Если, конечно, власть не начнет диалог с обществом.
Мы приглашали принять участие в круглом столе АО «Мосгипротранс», которое выполняет проектные работы. Однако «РЖД» не разрешила институту участвовать в этом мероприятии. Сама корпорация «РЖД» отправила наш запрос в «путешествие» по своим различным инстанциям. Внятного ответа от них мы так и не получили, представителей компании на круглом столе не было даже онлайн.
Федеральное и региональное министерства транспорта наше приглашение просто проигнорировали. Губернатор Тверской области, к сожалению, тоже не пришел на это мероприятие. Напомним, что он комментировал строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург так, что его ответ вызвал гнев со стороны жителей. Игорь Руденя назвал их «грибниками и огородниками», переживающими за свои привычные места.
Зачем России нужна эта магистраль
Деревни, садовые товарищества и поселки в Конаковском и Калининском районах могут пойти под снос во время строительства высокоскоростной магистрали, которая позволит добираться из Москвы до Питера всего за 2,5–3 часа с учетом двух остановок – под Тверью и Великим Новгородом.
Проект строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург обсуждают уже лет тридцать. В девяностые против ее строительства выступил губернатор Тверской области Владимир Платов. В Государственной думе и Совете Федерации тоже нашлось много противников высокоскоростной дороги. Тот проект очень сильно нарушал экологические нормы, грозил разрезать пополам Валдайскую возвышенность, главный водораздел, где берут начало основные реки России Волга, Днепр, Западная и Северная Двина.
Потом к проекту пытались несколько раз вернуться, но государству все время мешали какие-то обстоятельства: то денег в стране не хватало, то находились более важные вопросы, как то Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, присоединение Крыма и другие.
В 2008 году, чтобы запустить движение высокоскоростных поездов «Ласточка» и «Сапсан», приняли компромиссное решение – реконструировать пути Октябрьской железной дороги. С одной стороны, появилась возможность комфортно добраться из Твери до Москвы, с другой – количество электричек стало резко сокращаться, в результате пострадали жители населенных пунктов, находящихся рядом с железной дорогой.
Открывая встречу, главный редактор «Каравана» Мария Орлова напомнила, что в Усть-Луге под Санкт-Петербургом построен новый морской порт. Сейчас грузовое движение снято с основного хода Октябрьской железной дороги и грузы в Москву идут по Савеловскому направлению через Кимры, Калязин, Красный Холм. Это дополнительно 700 километров дороги.
«Строительство ВСМ позволит освободить Октябрьскую железную дорогу для перевозки грузов, а по высокоскоростной дороге пустить «Сапсаны», – считает Мария Орлова.
Еще один момент заключается в том, что по нынешней Октябрьской железной дороге невозможно наладить действительно высокоскоростное движение. Во-первых, дорога идет через населенные пункты и надо сбрасывать скорость, а во-вторых, нужна другая конструкция верхнего строения пути. Его нужно строить на бетонной подушке, которая обеспечит устойчивость полотна. Предполагается, что средняя скорость поездов по ВСМ Москва – Санкт-Петербург составит 400 километров в час, а максимальная – порядка
600 километров в час.
Пока жители получают только отписки
По предварительным расчетам строительство ВСЖМ-1 обойдется в 1,7 трлн рублей. Да, магистраль нужна. Но подходящее ли сейчас время для экономики России, не получим ли мы долгострой, который затянется на десятилетия? А главное – как будет учтено мнение жителей?
Проект строительства по заказу ОАО «РЖД» создает АО «Мосгипротранс». В данный момент проходят инженерно-геологические работы в местах предполагаемого прохода магистрали. ОАО «РЖД», ее дочерняя компания АО «Скоростные магистрали» говорят, что пока есть только предполагаемые транспортные коридоры.
Пострадать от прохождения скоростной дороги могут населенные пункты Прудище, Новое Прудище, Дуденево, Курово, Мотавино, Чадово, Даниловское, Лебедево Калининского района, а также садоводческие товарищества «Мечта» (Конаковский район) и «Нептун» (Клинский район Московской области) и другие. Их обеспокоенные жители пишут письма во все инстанции. Но получают лишь отписки с расплывчатой формулировкой «ждите, обсуждать пока нечего».
Но когда появится утвержденный проект, разве кто-то будет что-то обсуждать с жителями?
«Мечта» не теряет надежды
Юрист Алексей Дубонос представляет интересы садоводческих товариществ «Мечта», «Нептун» и еще нескольких населенных пунктов, по территории которых может пройти ВСМ: «Мы узнали об этой ситуации 22 октября 2019 года. В конце октября я уже отправил 13 обращений в самые разные инстанции, начиная от администрации президента и заканчивая главой поселения. В ответ мы получаем отписки. Я на днях говорил с разработчиками проекта. К сожалению, по нашей части ВСМ ситуация плачевная. Существует всего один вариант, который пройдет прямо посередине СНТ «Мечта». Никакого альтернативного варианта нет. А «Мосгипротранс» уже отправил в администрацию Конаковского района запрос на получение технических условий на переустройство автомобильных дорог, которые пересекутся с ВСМ».
Алексей Дубонос порекомендовал всем жителям переводить свои загородные дома в жилые и срочно прописывать в них максимальное количество людей. Также нужно регистрировать все хозпостройки. Это увеличит размер компенсации, которую получит собственник в случае сноса.
Но это не поможет отвести дорогу в сторону. По информации Алексея Дубоноса, стоимость одного километра эстакады для ВСМ такова, что на эти деньги можно переселить всех жителей «Мечты» на Рублевку. Надежда «Мечты», «Нептуна» и других дачных кооперативов пока остается только на общественные слушания. Они обязательно должны пройти, когда появится готовый вариант проекта.
«В России были случаи, когда сплоченная и активная позиция жителей приводила к тому, что было изменено место реализации больших объектов. Например, «Охта-центра» в Санкт-Петербурге», – говорит Алексей Дубонос.
Жизнь под забором железной дороги
Сергей Неверов из деревни Рябеево (Калининский район) рассказал о том, что жители многоквартирных домов, ТСЖ, которые он возглавляет, уже на протяжении полугода пытаются добиться того, чтобы ВСМ отодвинули от них.
«Мы собирали подписи, писали обращения и всячески обращали на себя внимание со стороны власти и уполномоченных органов. Спустя полгода мы можем констатировать, что нас по-прежнему игнорируют», – рассказывает Сергей Неверов.
Осенью 2020 года группе активистов в администрации Калининского района удалось встретиться с проектировщиками ВСМ. Им показали предлагаемые варианты маршрута, дали возможность высказаться, задать вопросы. Проектировщики сказали, что специальных норм и требований по проектированию таких ВСМ в России не существует. Сегодня они закладывают санитарный разрыв между трассой и жилыми домами всего 50 метров.
«Мы сначала боялись за то, что люди лишатся своего жилья, что оно пойдет под снос. Теперь мы понимаем, что это не самое страшное зло. Страшнее всего оказаться за пределами зоны выкупа. В районе нашего дома будет заканчиваться мост через Волгу. С учетом шумового экрана высота сооружения составит примерно 15–20 метров. Оно закроет нам весь горизонт, а шум от проходящих поездов будет эхом идти по Волге на десятки километров, – рассказывает Сергей Неверов. – Я председатель ТСЖ. У нас 70 квартир. Мы хотели оттолкнуть от нас эту дорогу. Проектировщики были готовы перенести ВСМ от нас на 150 метров. Теперь часть жителей говорят: «Да и пускай она идет по нашему дому, мы хотя бы компенсации получим, а не будем жить рядом с магистралью».
Насколько будет интенсивным движение? Предполагается, что по ВСМ в сутки будет проходить по 50 пар в каждую сторону. То есть 5–6 поездов в час, 100 поездов в сутки. Рядом с Рябеевом находится аэродром Мигалово. И если к его шуму жители уже привыкли, то шум магистрали сведет комфорт жизни за городом до минимума.
«Мы хотим объединиться с другими жителями деревень и СНТ, понудить власть к диалогу, чтобы ВСМ была построена с учетом мнения населения, экологических и других требований. Нужен не приговор, а диалог. Но если власть не будет предлагать никаких вариантов, а примет с их точки зрения единственно верное решение, мы перейдем к более решительным действиям, конечно, не нарушая законодательство», – решительно заявил Сергей Неверов.
Нас заведомо обманули?
Сейчас существует два так называемых транспортных коридора. Первый (вариант еще с девяностых) – проход через деревню Рябеево. Второй, который появился только в 2021 году, пройдет через Савино, Прудище и коттеджный поселок Новое Прудище.
Татьяна Трофимова, представитель от жителей поселка Новое Прудище, рассказала, что поселок начал строиться в 2015 году. В нем уже более 150 участков, на половине из них построены дома. Второй вариант дороги проходит прямо через КПП поселка.
«Получается, мы полностью пойдем под снос. Возникает вопрос: «Нас заведомо обманули? Или продавцы земель сами не знали о ВСМ?» Люди вложили в строительство деньги и материнский капитал, взяли кредиты. И тут как гром среди ясного неба новость о строительстве ВСМ. Мы пишем письма, получаем отписки, все как под копирку, – вздыхает Татьяна Трофимова. – Нам нужны четкие и понятные ответы на наши вопросы».
Ходят слухи, что дорогу стали переносить в сторону Прудищ, потому что в Рябеево-2 проживают очень высокопоставленные люди.
ВСМ пройдет по братской могиле?
Сейчас в деревнях Калининского района идут инженерно-геологические работы по поводу строительства ВСМ. Одна из реперных точек поставлена в 20 метрах от братской могилы, которая находится около деревни Даниловское.
Участники встречи рассказали, что есть информация о том, что главы почти всех сельских поселений Калининского района отправили на имя главы района Андрея Зайцева письмо, что они согласуют первоначальный проект ВСМ.
На сельском сходе, который прошел в деревне Даниловское в середине февраля, присутствовали Андрей Зайцев и представитель Министерства транспорта Тверской области. Они заявили, что готового проекта еще нет. Их спрашивали, возможно ли перенесение магистрали на земли министерства обороны, отвести трассу от сел, пустив ее через территорию Путиловских лагерей. Вопрос повис в воздухе и остался без ответа.
«Вопрос переноса магистрали подальше от населенных пунктов – это в первую очередь вопрос безопасности. Представьте себе, что произойдет, если поезд на скорости 400–600 км/ч сойдет с рельс? Чтобы ему остановиться, нужно минимум 500 м, но никак не 50! – возмущенно говорит Александр Беляков, представитель деревень Даниловское и Рябеево. – А как быть с шумом, в котором буквально постоянно будут жить жители местных деревень?»
Получается, что, пользуясь дырой в законодательстве, заказчики проекта хотят сэкономить и не выкупать 500-метровую зону вокруг магистрали. Но это действительно опасно. И на это нужно обратить пристальное внимание.
Поможет сплачивание и единство
Депутат Законодательного собрания Тверской области Андрей Истомин (КПРФ) живет в деревне Савино, которая тоже может пострадать от строительства магистрали. Он рассказал о том, что давно пишет различные депутатские запросы. Сам лидер Коммунистической партии Геннадий Зюганов обращался в Министерство транспорта РФ. Ему ответили, что проект будет разрабатываться с учетом геолого-разведочных работ, которые сейчас проходят в деревнях.
«Но все мы понимаем, что готовый проект будет трудно сдвинуть с места. Я знаю, что в России согласовать можно все что угодно. Все зависит от политической воли, особенно если это воля федерального центра, – сказал Андрей Истомин. – Я считаю, что нужно добиваться, чтобы дорога прошла там, где она никому не помешает. Если мы, жители, будем отстаивать только свои интересы, наш голос будет мизерным. Единственный рычаг давления на власть – сплачивание и единство».
Депутат Госдумы Светлана Максимова сказала, что готова поддержать жителей в борьбе за свои права. Она готова обратиться с запросами в «РЖД», Министерство транспорта РФ и другие структуры: «Нужно найти компромиссное решение, чтобы пострадало как можно меньше жителей Тверской области. Во многих деревнях и селах живут пожилые и одинокие люди, для которых смена привычного уклада жизни будет целой трагедией. Я понимаю, что эта дорога нужна, но важно построить ее с учетом интересов местных жителей».
На круглом столе присутствовал депутат Эммаусского сельского поселения Анар Ильясов. Через Эммаусское сельское поселение скоростная железная дорога не пройдет, но будет проходить автодорога М-11, и жители поселения сталкиваются с теми же проблемами. Например, деревни Старое Семеновское, Новое Семеновское и СНТ «Инга» окажутся прямо на обочине новой скоростной дороги.
Для понимания: геодезисты, работавшие в январе у деревни Новое Семеновское и СНТ «Инга» и бравшие пробы грунта, сломали своей техникой несколько заборов на участках жителей. В СНТ от забора до дома – 4–7 метров, да и в деревне не намного больше. Вот насколько близко пойдет дорога от домов жителей.
Хвойный лес вблизи этих населенных пунктов уже изуродован тремя карьерами, в которых добывали песок для строительства уже построенных участков дороги. И жители справедливо опасаются появления новых «лунных кратеров» посреди рекреационной зоны и окончательного уничтожения того леса, что еще остался.
«Я считаю, что власти должны разговаривать с населением, слышать их мнение. Люди четко должны понимать, какая им положена компенсация. Дома же бывают разной стоимости. Кто-то построил большой красивый коттедж, как ему будут выплачивать то, что было потрачено на строительство в течение многих лет? А если непосредственно по участку дорога не пойдет, но будет проходить совсем близко, в пяти метрах от дома к примеру, и человек, который строил дом за городом, чтобы избавиться от городского шума и жить в экологически чистых условиях, будет вынужден постоянно слушать шум проносящихся поездов или большегрузных фур и дышать выхлопными газами? В таком случае даже и компенсация не положена, а стоимость недвижимости резко упадет. Ее будет крайне сложно продать по приемлемой цене, что причинит прямой серьезный ущерб жителям.
А еще меня, как человека, который был вынужден покинуть дом, построенный моими предками в Карабахе, очень волнует морально-
этическая сторона. Дом, который строили деды и отцы, – это не просто жилплощадь. Это память, это малая родина. Потерять такой дом – это все равно, что лишиться родины. Это, несомненно, если такое произойдет, будет серьезной неизгладимой травмой для людей. Такого ни в коем случае нельзя допускать.
Подобные федеральные проекты – это однозначно важно и хорошо! Это развитие! Но развитие должно быть адекватным и мирным, не ущемляя ничьих прав и интересов», – сказал Анар Ильясов.
Губернатор Игорь Руденя за народ области?
Депутат Законодательного собрания Тверской области Станислав Петрушенко, председатель комитета по транспорту, энергетике и ЖКХ, не побоялся представить на встрече сторону власти. Тем более, по его словам, губернатор региона Игорь Руденя попросил Минтранс РФ максимально отодвинуть ВСМ от населенных пунктов. В ведомстве ответили, что учтут пожелания руководителя региона, но с учетом того, как изменится стоимость строительства магистрали.
«Послушайте, ВСМ же будут строить на наши с вами налоги. Вы когда строите себе дорогу к дому, ищете наиболее оптимальный вариант. Почему же государство должно делать то, что ведет к удорожанию проекта? А есть ли смысл строить дорогу, которая потом никогда не окупится? – бросил в зал вопросы Станислав Петрушенко. – Государству нужен транспортный коридор Санкт-
Петербург – Москва – Казань – Китай. И он будет построен. Россия и так отстает от других государств по темпам строительства высокоскоростных дорог».
Станислав Петрушенко вспомнил, что еще в 2017 году видел план разворота взлетно-посадочной полосы Мигаловского аэродрома в сторону деревни Прудище. Он был подписан министром обороны еще в 2017 году, но так и не был почему-то реализован.
На возмущенные вопросы жителей, почему им продали участки в том месте, где будет ВСМ, Станислав Петрушенко выдвинул свою версию. Он предположил, что, возможно, какие-то главы поселений недоделали свою работу или по злому умыслу не зарезервировали земли, а выставили их на продажу.
Председатель комитета по транспорту и жилищно-коммунальному хозяйству ЗС региона считает, что жителям еще рано суетиться, ведь нет готового проекта. Он пообещал узнать текущее положение дел у проектировщиков, федерального и регионального Минтранса. В марте Станислав Петрушенко предложил всем заинтересованным в вопросе лицам встретиться с ним в Законодательном собрании.
Дорогая игрушка губернатора Андрея Никитина
В Тверской области скоростная дорога будет делать остановку в деревне Курово. Это где-то 30 километров от Твери. А вот в Новгородской области добились того, что остановка поезда Москва – Петербург будет совсем рядом с Великим Новгородом.
«Сам Великий Новгород находится на инфраструктурных задворках. Основная трасса проходит в 80 километрах от города. Это затрудняет наращивание в город туристического потока. На пути ВСМ – Валдайский национальный парк. Как я знаю, экологи повлияли на ситуацию. ВСМ пройдет ближе к существующей Октябрьской железной дороге», – рассказал политтехнолог из Великого Новгорода Дмитрий Вертков.
Местный журналист Антоний Киш рассказал о том, что в декабре 2020 года губернатор Новгородской области Андрей Никитин радостно преподнес местному населению новость о том, что ВСМ пройдет рядом с Великим Новгородом.
«Но я не считаю это достижением. Все поездки на «Сапсанах» наших чиновников – трата бюджетного бабла. Местным жителям «Сапсаны» не по карману и будут не по карману поездки на высокоскоростных поездах. Наши жители привыкли ездить в Москву на плацкарте, ночь – и в 5 утра ты в столице», – сказал Антоний Киш.
Перед жителями Новгородской области пока не стоят те же проблемы, что перед жителями нашего региона. Но местные активисты внимательно следят за событиями, которые разворачиваются в Тверской области. Когда путь прохождения ВСМ по Новгородской области будет начерчен более четко, под снос могут пойти местные деревни и дачные кооперативы. Хотя, возможно, там хватит пустующих земель, чтобы проложить высокоскоростную магистраль.
Мы продолжим следить за этой темой, а вы следите за нашими публикациями.
Андрей Сабынин
P.S. Буквально на следующий день после круглого стола стали известны сроки, в которые «РЖД» планирует выкупить земли под строительство магистрали.
Как сообщил портал «РЖД-Партнер» со ссылкой на руководителя Центра независимых комплексных транспортных исследований РУТ (МИИТ) Алексея Колина, согласование проекта должно завершиться к концу текущего года. В 2022 году будет проходить выкуп земель.
С 2022 по 2024 год «РЖД» планирует построить головной участок магистрали Санкт-Петербург – Обухово. В эти же сроки должны соорудить второй головной участок Москва – Крюково – Алабушево. Строительство отрезка Алабушево – Тверь, который пройдет по Тверской области, завершится к 2026 году.
В 2027 году по ВСМ должен пройти первый высокоскоростной поезд. Время в пути составит около 2,5 часов с двумя остановками – под Тверью и Великим Новгородом.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен» и заходите на сайт газеты «Караван. Ярмарка», где вы найдёте не только самые свежие новости и самую качественную авторскую аналитику, но и тысячи объявлений.