Народное единство образца ноября-2023

08.11.2023, 16:23

День народного единства, отмечаемый нами 4 ноября, довольно странный праздник. Поскольку из-за неожиданного выходного мы сдаем «Караван» в этот знаменательный день, неплохо бы поразмышлять, что такое народное единство в 2023 году, чего мы, собственно говоря, празднуем. А также попытаемся понять, какой смысл продолжать праздновать этот день в будущем.

«Всего каких-то 400 лет»

Я пишу эти строки и параллельно слушаю президента России Владимира Путина, который считает, что 400 лет, минувшие со Смутного времени, – это совсем мало, «пять-шесть поколений». Конечно, президент слишком хорошо думает о продолжительности жизни наших предков, так-то срок жизни одного поколения, объединенного общими ценностями, максимум 25 лет. И за 400 лет поколений россиян сменилось примерно шестнадцать, а то и больше. С единством у них бывало по-разному, неоднократно случалось, что брат шел на брата.

И вот сегодня мы переживаем не лучшее время по части этого самого единства. Политические разногласия порой разлучают самых родных людей, ближайших друзей. Оценка происходящих исторических событий служит своего рода водоразделом, с кем можно общаться, а с кем – невозможно. Как будут залечиваться эти раны?

Тогда пришлось примириться

Крестный ход в Твери

4 ноября по улицам Твери прошел большой крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, которая стала символом освобождения от иностранных захватчиков в Смутное время. Первообраз этой иконы приписывают кисти апостола Луки, почитаемый список иконы, помнящий поляков в Москве в 1611 году, пропал после революции 1917 года. Но в каждой православной церкви есть своя Казанская икона, участники крестного хода несли и свои, домашние иконы.

В этом году крестный ход сопровождала частица мощей св. Георгия Победоносца, который считается покровителем воинов. Обычно эта частица мощей находится в храме на Поклонной горе, именно там начался всероссийский молебен о российском воинстве. Понятно, что это большая идеологическая акция, но всех жалко, и все несчастны.

Один из уроков того Смутного времени, окончание которого мы празднуем 4 ноября, в том, что после него Россия оказалась настолько ослабленной, что всем пришлось примириться и не вспоминать былых преступлений. Достаточно сказать, что в Твери оставалось всего 300 жителей. Надеюсь, сейчас до этого не должно дойти. Но задуматься о грядущем необходимо.

Вместо 7 Ноября

Немного предыстории нового праздника. День народного единства в качестве федерального праздника появился в 2005 году, это было переформатированное 7 Ноября, при Ельцине называвшееся Днем примирения и согласия. Тогда празднование примирением не пахло, основные мероприятия по-прежнему проводились под красными знаменами.

Отменить праздник совсем власти не рискнули: у народа уже выработалась привычка, плюс он совпадал со школьными каникулами. И так празднование было сдвинуто на 4 ноября, на Казанскую икону.

Ноябрьские дни увязываются с капитуляцией гарнизона в Кремле и выводом оттуда представителей Семибоярщины. Там были самые разные люди, в том числе юный Миша Романов, будущий царь, тоже находился в Кремле. Смутное время на то и есть и смутное.

Тверской смысл праздника

Поход князя Скопина-Шуйского на Москву. Битва за Тверь.

В преддверии праздника мы поговорили с Ярославом Леонтьевым, профессором МГУ, историком, старостой кашинско-калязинского землячества в Москве, одним из ведущих специалистов по Смутному времени на тверской земле: насколько вообще эта дата не притянута за уши, что празднует именно Тверь и другие города Тверской области?

«Раньше окончание Смутного времени отмечалось на Покров, потому что как раз в октябре 1618 году провалился поход польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного с запорожцами, была закрыта последняя страница Смутного времени. Деулинское перемирие с Речью Посполитой в 1618 году было подписано именно под Покров, поэтому в ХVII веке в России было построено столько покровских храмов.

Историки критиковали назначение праздником именно день 4 ноября, хотя, на мой взгляд, большой критике его подвергать не стоит. Может быть, прямо в этот день и не произошла капитуляция гарнизона в Кремле в 1612 году, в течение всей этой ноябрьской недели продолжались бои. Но крестный ход с Казанской иконой Божией Матери был проведен, и именно она была покровительницей ополчения.

Надо знать, что начало освободительного движения против захватчиков положило не нижегородское ополчение Минина и Пожарского, а ополчение всех замосковных северных городов, которые подняли знамя восстания в 1608–1609 годах. Я его называл в своих публикациях «забытым северным ополчением». И связано это было с освободительным походом Михаила Скопина-Шуйского.

Вся Волга от Твери до Астрахани – территория, охваченная событиями Смутного времени. Один из важных эпизодов связан с именем Давида Жеребцова, уроженца ржевской земли. Он был воеводой в Мангазее (нынешний Ямало-Ненецкий округ. – Прим. ред.) и пришел оттуда с отрядом сибиряков, освободив сначала Ипатьевский монастырь в Костроме, потом Калязинский Свято-Макарьев монастырь. Давид Жеребцов освобождал Троице-Сергиев монастырь, город Дмитров, а потом повторно оборонял Калязинский монастырь. Это герой, который родился на тверской земле, воевал на ней, мученически погиб – ему отсекли голову – и погребен на тверской земле. Надо помнить и гибель причисленного к священномученикам архиепископа Тверского и Кашинского Феоктиста, который был убит воровскими казаками, сторонниками Тушинского вора, когда владыка отказался присягнуть самозванцу.

Освободительный поход Скопина-Шуйского прошел почти по всем городам тверской земли, была битва за Торжок в 1609 году, освобождение Твери, битва у Торопца, боевые действия под Калязином. Оккупантами устроена кровавая зачистка Старицы, полностью сожжен Макарьевский монастырь, выброшены мощи преподобного Макария Калязинского, серебряная рака – вклад Бориса Годунова – стала достоянием захватчиков. Был разорен Кашин. Сама Тверь была опустошена, понесла большие потери.

На тверской земле, в ее градах и весях, 4 Ноября – это реальный праздник. Но в большей степени надо вспоминать не подвиги Минина и Пожарского, а освободительный поход Михаила Скопина-Шуйского. Героические и трагические страницы тверской истории, которые нельзя забывать, можно и нужно увязывать с этим относительно новым праздником».

Что ж, будем надеяться, что ужасы Смутного времени остались далеко в истории, несмотря на то, что некоторым государственным деятелям кажется, что прабабушки их прабабушек застали это на своем веку. На следующей неделе мы продолжим вести хронику нашей современной истории, периода, который пока не получил своего названия, ибо продолжается и мы в нем участвуем. Оставайтесь с нами.

 

Мария Орлова

фото: РИА «Новости»/ Кирилл Каллиников, Леонид Смирнов, старинная литография

599 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лента новостей
Прокрутить вверх