Прокрустово ложе для журналистики

Спрос на информацию растет, а возможности ее публиковать падают

06.04.2022, 11:28 1 361

Удивительное время настало для российской журналистики. Писать и показывать ничего нельзя, а интерес к живому слову огромный.

Писать нельзя молчать

СМИ оказались в прокрустовом ложе ужесточившегося законодательства. Федеральным коллегам необычайно сложно: чуть откроешь рот – и получается роман Л.Н. Толстого «Спецоперация и дискредитация». А то и иноагентом объявят.

Видеохостинг «Ютьюб» пока работает, и по некоторым данным, его решили не закрывать. Там очень много образовательного и детского контента, поэтому за «спинами детей» журналистам закрывшихся СМИ еще удается работать. Но беда в том, что теперь для пользователей из России отменена возможность монетизации, и все эти журналистские проекты существуют на энтузиазме.

Ренессанс переживает социальная сеть «Телеграм», уже один раз устоявшая в битве с пытавшимся его заблокировать Роскомнадзором. Популярные политические блогеры перекочевали туда и быстро обзавелись десятками тысяч подписчиков.

Мы призываем читателей подписываться на новый Телеграм-канал «Каравана». Вы не пожалеете: там жизнь, движение, лавина новостей.

По Первому каналу тоже движется лавина информации. Фильмы и развлекательные передачи сняты с эфира, уехали Иван Ургант и Владимир Познер, уволилась Жанна Агалакова, все те люди, которые формировали привлекательное лицо канала в годы относительной стабильности, оттеснены на обочину (кроме бессмертной Екатерины Андреевой). Я глянула программу передач: сплошные новости, перемежающиеся чем-то с названием «Информационный канал». Проверять, что это, не стала, и так ясно.

Расчет на то, что обычный отечественный обыватель смотрит телевизор в фоновом режиме, чтобы разрядить тишину, которая многих смущает или навевает уныние. Когда ему в уши начинает поступать пропаганда, он охотно ее воспринимает. Другое дело, что таких телезрителей все меньше, и, как правило, это люди старшего возраста. Правда, люди старшего возраста у нас в стране много чего определяют, и транслируемое по телевидению в том числе рассчитано и на высокопоставленных товарищей…

Чем закончится этот эксперимент? Выживет ли в схватке с пропагандой журналистика? Ведь на журфаке МГУ даже закрыли образовательный модуль «Политическая журналистика», чтобы не вовлекать молодежь на скользкую ныне дорожку. Но, повторяю, интерес к информации и ее интерпретации растет быстрыми темпами. И даже ленивый телезритель, привыкший потреблять разжеванную профессионалами с Первого канала информацию, перевоспитывается, открывает для себя мир «Ютьюба», начинает читать «Телеграм»…

Бессмысленный и беспощадный пиар

правительство Тверскорй области

Нам, региональным СМИ, в нынешних условиях один выход – возделывать свое поле, писать о местных проблемах. Конечно, на фоне больших политических потрясений они могут казаться пресными, даже локальные катаклизмы типа пожаров и наводнений уже мало интересуют живущих в телевизоре или «Ютьюбе» граждан. Но волна внешнеполитическая рано или поздно сойдет и обнажит дно, усеянное обломками региональных и муниципальных проблем, конфликтов, бед, которых годами не замечали.

Складывается впечатление, что областная власть специально старается ничего не видеть и не слышать, что забыта основная функция СМИ – быть инструментом обратной связи между обществом и руководством этого общества. В нашем регионе уже в порядке вещей считается дикая ситуация, когда власть тратит огромные деньги на самопиар, который никем не востребован, в том числе даже заказчик не следит за тем, как эти деньги работают, и морщится, когда ему говорят о том, что пишут и показывают за государственный счет.

На прошлой неделе наши коллеги из паблика в «Телеграме» «Акценты средней полосы» задались вопросом: «Почему Тверская область выглядит так уныло?» Были проанализированы 22 конкурса на госзакупки информационных услуг в нашем регионе на общую сумму 46 млн рублей.

Самые большие деньги платят федеральным СМИ. Так, «Россия сегодня» и РБК получили по 4,6 млн рублей, «Интерфакс» – 1,7 млн рублей. Рассказывают ли что-то в этих СМИ про Тверскую область? Я слегка порылась в архивах за этот год, ничего существенного, стоящего таких денег, не нашла.

Некая ИП Ольга Шамрай получила от тверских властей 2,6 млн рублей. Насколько я смогла понять, эта дама регулярно выигрывает контракты на информационное обслуживание по всей стране – только в этом году ею выиграно порядка 160 тендеров с различными органами власти, от муниципалитетов до законодательных собраний. Зачем тверские власти платят ей деньги, я так и не знаю, но это личность загадочная, может, так надо.

Смесь демагогии, лжи и пафоса

А вот кто совсем не загадочная личность, так это ИП Вячеслав Григорьев, которому региональная власть заплатила на этот год 2,5 млн рублей, да еще муниципальных контрактов от районов у него множество выиграно.

Этот самый ИП Григорьев выпускает газету «Край справедливости», когда-то начинавшуюся как предвыборная газета «Справедливой России», но потом резко сменившую ориентацию и начавшую воспевать «Единую Россию». Это произошло в какие-то выборы эпохи губернатора Зеленина, но так и продолжается.

«Край справедливости» – это четкий индикатор: если в этом издании кого-то из районных деятелей хвалят, значит, на нем клейма негде ставить. И наоборот, если кого-то ругают, значит, хороший человек.

Репутация у «Края справедливости» была настолько плохая, что Слава Григорьев (известный в определенных кругах по кличке Кувалда) присвоил старинный уважаемый бренд тверской журналистики – название «Вече Твери», мол, народ не разберется, что это далеко не та «Вечка», которую люди помнят. (Первая демократическая газета Тверской области, к сожалению, перестала выходить много лет назад. И оказалось, что название газеты, которая не выходит несколько лет, может взять себе кто угодно.)

На прошлой неделе это псевдоиздание «Вече Твери» раскидали по почтовым ящикам, видимо выпустив за бюджетный счет большой тираж. Признаться, мне захотелось сохранить эту газету для музея – такой удивительный образчик жанра. Демагогия, лицемерие, ложь и пафос смешаны в удивительных пропорциях, таких, что не знаешь, плакать или смеяться.

Много лет под разными псевдонимами в издания Славы Григорьева пишет нынешний главный редактор государственного РИА «Верхневолжье» Юлия Овсянникова, ее стиль ни с чем не перепутаешь. Видимо, она очень гордится вычурными конструкциями, которыми занимает газетную площадь (меньше разворота не пишет, и все превыспренним слогом ни о чем, но чрезвычайно трескуче, похоже на худшие образцы ораторов сталинского СССР).

Уверена, что губернатор Тверской области Игорь Руденя вряд ли сделал над собой усилие и прочитал эти потоки сознания. Курирующий внутреннюю политику региона Андрей Ищенко – сам хороший журналист и знает, чем журналистика отличается от перевода бумаги на макулатуру. Зачем они дают бюджетные, то есть наши с вами деньги, на этот позор? Поневоле подозреваешь, что тут какой-то другой интерес, отнюдь не информирование населения о деятельности областного правительства и совершенно не улучшение имиджа региона.

Обидно, что некогда отличная школа тверской журналистики уничтожается в угоду даже непонятно чему без всякой политической выгоды. Впрочем, самая густая тьма бывает перед рассветом. Может быть, мы доживем до этого рассвета.

Мария Орлова

фото: discours.io, архив «Каравана», www.kprf-smolensk.ru

 

 

1 комментарий к “Прокрустово ложе для журналистики”

  1. Андрей

    Ну что можно сказать?
    Вознести на щит Урганта и Познера, всех остальных обозвать пропагандонами, не забыть обосрать коллег по Тверской журналистике.
    Да, пнуть обязательно власть — куда ж без этого.
    И готова статейка на злобу дня!
    Вот такая она мария орлова!

Оставьте комментарий

Лента новостей
Прокрутить вверх