Меньше месяца назад стартовали работы по строительству северного обхода Твери на платной трассе М-11 «Нева». Работы, которыми занимается «Автодор», завершатся только в 2024 году, а жители Калининского района уже столкнулись с серьезными трудностями.
Напомним, что обход М-11 вокруг Твери начнется с 147-го километра автодороги «Нева». Она пройдет по Эммаусскому сельскому поселению, пересечет реки Волгу и Оршу, затем пойдет по землям Каблуковского сельского поселения, в том числе рядом с Оршинским женским монастырем. Далее пересечет Бежецкое шоссе в районе деревни Пуково, а потом повернет налево и по мосту через Тверцу неподалеку от деревни Новенькое перейдет на правый берег реки. Далее М-11 пройдет рядом с поселком Литвинки. Затем ее путь снова будет лежать через реку Тверцу и далее через Черногубовское и Медновское сельские поселения. За селом Медное обход Твери соединится с основной дорогой М-11 на 209-м километре.
«Караван» рассказывал, что северный обход трассы М-11 будет соседствовать с многими населенными пунктами. Так, от деревень Жорновки, Шаблино, села Новенького, СНТ «Светлый» трасса по плану проектировщиков пройдет всего в 50 метрах! От поселка Черногубово до трассы будет от 200–300 метров. Строители обещают установить шумозащитные экраны, но, как говорят опрошенные нами эксперты, от шума они полностью не защитят.
От привычной загородной идиллии уже не осталось и следа. Жители Эммаусского сельского поселения рассказали «Каравану», что работы ведутся и днем и ночью. От шума жители не могут нормально спать. Вокруг стоят клубы пыли. Строители зачем-то засыпали приток Волги – реку Ингу, а еще сделали огромную песчаную насыпь прямо посередине озера Семеновское.
«Дело в том, что на картах «Автодора» озеро Семеновское почему-то значится мелиоративным каналом. На общественных слушаниях, которые прошли еще в 2010 году, мы указывали на эту ошибку, но ее так и не исправили, потому что заказчику это просто невыгодно. А еще рядом с деревней Новое они проложили дорогу прямо посередине центрального магистрального канала мелиоративной системы, которая была создана для осушения полей научно-исследовательского института. Это в будущем приведет к подтоплениям территории. Там уже стоит вода», – рассказывают местные жители.
Строители разбивают дороги, оставляют за собой горы бытового и строительного мусора. А жители дач в местных СНТ гоняют рабочих, которые пытаются в своих целях использовать местные колодцы и колонки. Работяг тоже можно понять, но люди, чей устроенный годами уклад жизни разрушается, готовы яростно отстаивать последний уголок своей земли.
Под угрозой мирная жизнь деревень, которые находятся на выезде из Твери в сторону Санкт-Петербурга, причем на другой стороне от будущей трассы, вокруг реки Тьмы. Местные жители рассказали «Каравану», что со дня на день должно начаться строительство большого карьера для добычи песка. По слухам, разработки начнут от деревни Городня Калининского района до окраины поселка Дмитрово-Черкассы и далее до деревни Дмитровское. Если это правда, то на месте красивого леса останется огромный котлован.
«Рядом находятся очистные сооружения племзавода «Заволжское». Если лес спилят, вся вонь пойдет в сторону Рябеево и дальше по Волге. А еще у деревни Дмитровское находится скотомогильник сибирской язвы. Говорят, что его не будут трогать, но люди сильно переживают», – рассказали нам жители местных деревень.
Неясна судьба Дуденевского природного заказника, который находится рядом с селом Отмичи, как раз на месте, где хотят начать добычу песка. Заказчик общей площадью 400 га был создал в 1968 году решением Калининского облисполкома. Здесь растет крайне редкий для Верхней Волги реликтовый комплекс дубравы. В заказнике можно встретить дуб черешчатый, вяз, ясень, липу мелколистную, клен, орешник. Говорят, что современные региональные власти не утвердили границы Дуденевского заказника. Кстати, это довольно распространенная проблема в целом по региону. Для того чтобы утвердить границы особо охраняемой природной территории, нужно провести кадастровые работы. Деньги на эти цели из областного бюджета выделяются не в полном объеме, поэтому работы в целом по области идут достаточно медленно.
Именно этим нюансом хотят воспользоваться строители, создав на месте заповедника большой песчаный карьер. При этом с местными жителями этот вопрос никак не обсуждался и не согласовывался. Хочется верить, что это просто слухи.
Многие люди вложили немалые деньги, чтобы переехать в свой загородный дом недалеко от города, а теперь их мечта рушится на глазах. У Твери как у областной столицы снижаются возможности развития и расширения своей территории. Северной обход М-11 берет Тверь буквально в тиски.
«Неплохо они Тверь обходят… Через населенные пункты, через вырубку соснового леса рядом с детскими лагерями и санаториями, через совхозные поля. Потом еще в Каблуковском сельском поселении начнут двигать дачников. Собрания во многих СНТ уже проводились. И самое интересное, что это будет платная трасса! Провести ее так близко к городу и через такие неудобства населению – это просто цинизм! Они идут на все ради денег. Спасибо, что через центр Твери свою трассу хотя бы не провели», – пишет в социальных сетях возмущенный местный житель Дмитрий.
Конечно, у «Автодора» свои сроки и свои цели, но местных жителей нужно уважать. Власти Тверской области должны сделать все возможное, чтобы строительство трассы М-11 прошло без нарушений, которых уже в первый месяц строительства накопилось очень много.
Андрей Сабынин
фото и видео: Автодор