Вы, вероятно, видели в новостных сводках сообщения об открытии очередных «Точек роста» в Тверской области, но интересовались ли вы тем, что эти «точки» из себя вообще представляют? «Караван» изучил вопрос и объясняет, почему «Точки роста» – это одна из важнейших государственных инициатив.
Сами центры «Точки роста» открываются в рамках федерального проекта «Современная школа» с 2019 года в сельских поселениях и небольших городах с населением до 60 000 человек.
Инновации на село
Проект «Точки роста» ставит своей целью обеспечение доступности качественного образования в области естественно-научных, технических, цифровых и гуманитарных наук для школьников всей России. В рамках проекта в школах создается современная инфраструктура, включающая цифровые технологии и инновационные методы обучения, и все это на безвозмездной основе.
Благодаря «Точкам роста» ученики сельских школ получают доступ к передовым образовательным технологиям, учебным материалам и научным ресурсам, ранее доступным исключительно детям, живущим в крупных городах. Программа позволяет освоить современные цифровые навыки и способствует развитию исследовательских способностей, стирая грань между оснащением городских и сельских школ.
Что немаловажно, «Точки роста» становятся центрами образования и развития не только для учащихся, но и для всех жителей школьных сообществ. Так, проект предоставляет возможность родителям, педагогам, административным работникам и местному населению повышать цифровую грамотность, развивать исследовательские навыки и раскрывать свой творческий потенциал.
Цели и задачи
Перед каждым из центров «Точки роста» стоят следующие задачи:
- модернизация школьной инфраструктуры;
- развитие индивидуальных талантов;
- обновление образовательных программ;
- развитие цифровой грамотности;
- стимулирование проектной деятельности;
- подготовка квалифицированных специалистов;
- создание цифровой среды.
На данный момент в Тверской области более 279 «Точек роста». Некоторые открылись совсем недавно, как, например, центры на базе Сорожской школы и средней школы № 1 им. академика А.И. Савина Осташковского городского округа. Три центра появились в Торжокском районе: в Масловской, Рудниковской и Таложенской средних общеобразовательных школах, а также в Земцовской средней школе Нелидовского городского округа и Малышевской школе Максатихинского муниципального округа.
С начала года в Тверской области уже открылись 14 «Точек роста», а до конца года планируется запустить еще 42. Для подготовки школ к полноценному открытию образовательных центров в школах проводится ремонт помещений и их оснащение современной мебелью. Также закупается новейшее компьютерное оборудование: ноутбуки, 3D-принтеры, цифровые микроскопы и многое другое, чтобы обеспечить детям доступ к передовым технологиям.
Все ли так однозначно?
На бумаге все, конечно, замечательно, но действительно ли «Точки роста» обеспечивают школы всем тем, что обещают? В качестве примера нами была выбрана Земцовская средняя общеобразовательная школа в Тверской области. Там центр образования естественно-научной и технологической направленностей открылся 10 апреля. За этот период преподаватели отметили, что он стал полноценным дополнительным пластом для обучения детей, позволяя на совершенно другом уровне организовывать занятия по физике, химии, биологии, программам дополнительного образования по проектной и внеурочной деятельности. В школе был проведен ремонт и установлены цифровые лаборатории, позволяющие проводить эксперименты на уроках и проектно-исследовательскую деятельность, используя новейшее современное оборудование.
Отдельно на тему открытия «Точек Роста» высказался преподаватель истории, обществознания и основ безопасности и защиты Родины Роман Красных: «На самом деле все это в хорошем смысле удивительно. Оборудование доставили в полном комплекте – даже дорогой 3D-принтер есть и настоящие роботы для изучения робототехники. Впечатляет! Из недостатков хочу отметить лишь нехватку молодых учителей, которые могли бы гораздо быстрее влиться в работу с современным оборудованием, сейчас всему этому приходится обучаться самим, что непросто. Но это, конечно, вопрос не к «Точкам роста»».
В целом можно смело заявить, что «Точки роста» – это один из немногих государственных проектов в сфере образования, который по-настоящему работает. Это не очередная бюрократическая инициатива, направленная на переливание из пустого в порожнее, а реальная возможность для детей из глубинок учиться наравне со всей страной.
Дмитрий Красных