Дело пахнет керосином

Когда остановится взрывной рост цен на бензин и ждать ли дефицита топлива?

13.09.2023, 15:53
АЗС в Красном Холме (фото: t.me/incident69Tver)

В стране стремительно растут цены на топливо. Марки бензина ежедневно обновляют рекорды стоимости на бирже, вместе с ними дорожает и дизельное топливо.

Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, в понедельник, 11 сентября, летнее дизельное топливо прибавило полтора процента и достигло отметки в 71 тысячу рублей за тонну, а привычный автолюбителям 92-й – почти 67,6 тысячи рублей. Недавно впервые пробивший исторический потолок 95-й держится на уровне 76,3 тысячи. Не отстает и авиатопливо: его стоимость за три дня выросла на тысячу рублей – до 76 тысяч. А это в итоге отражается на ценах на авиабилеты.

Отметим, речь идет об оптовых ценах. Нефтяные компании, владеющие разветвленной сетью АЗС, могут стерпеть небольшую отрицательную маржу в рознице, компенсируя потери на других направлениях. А мелкие заправки позволить себе такого не могут.

В итоге вслед за оптовыми цены на заправках тоже ползут вверх. Они не могут взлететь до небес сразу. Правительство старается регулировать цены: за этим, в частности, следит ФАС.

С 11 сентября Тверская антимонопольная служба заверила, что начнет проверять экономическую обоснованность стоимости мелкооптовой реализации топлива с нефтебаз, будет проанализирована цепочка формирования ценообразования от закупки на заводе до реализации потребителю.

Станет ли от этого дешевле бензин? Вряд ли. Вместо привычных 46–50 рублей за литр его стоимость уже достигла 54–70 рублей. И это не максимальное значение. Тверские водители активно делятся фотографиями с местных заправок. Так, например, на АЗС в Красном Холме 92-й бензин и солярку продают по 59,9 и 72,9 рубля за литр соответственно, а в Удомле и того больше – 74 и 82 рубля.

Такого заметного роста не было пять лет: в 2018-м произошел топливный кризис, и нефтяным компаниям запретили поднимать стоимость выше уровня официальной инфляции.

«Дальше цены поползут на такси, доставку, продукты, а за ними и на все остальное. Готовим пояса, чтобы затянуть потуже», – делают выводы тверские водители.

И тут трудно упрекнуть автовладельцев региона в нагнетании обстановки. Конечно, рост не будет длиться бесконечно, но и к уровню весны 2023 года цены вряд ли уже вернутся. Аналогичная ситуация была с дизельным топливом, когда год назад цены пошли в рост, а достигнув определенной величины, зафиксировались.

Среди мер поддержки, которые может принять федеральное правительство, упоминается ограничение экспорта топлива, а также его лицензирование. Также власти обсуждают запрет на экспорт через посредников, увеличение пошлин и другие меры.

Даже если власти решат искусственно опустить цены, это может привести к дефициту на рынке. Если стоимость бензина на АЗС окажется ниже оптовой, его будет невыгодно продавать, в том числе крупным топливным компаниям, которые лишились значительной доли компенсаций за счет сокращенного с 1 сентября налогового вычета.

А потому экономисты сходятся в одном: жителям следует подготовиться к росту цен не только на топливо, но и на большую часть товаров.

 

Елена Потехина

145 0

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

Лента новостей
Прокрутить вверх