Сказали конному спорту в Тверской области
10 августа был подписан приказ о закрытии отделения конного спорта на базе СДЮШОР №1 в Больших Перемерках. К слову, закрыть его хотели давно. Финансирование из областного бюджета прекратилось еще в 2013-м («Караван+Я» писал об этом в статье «Я не я, и лошадь не моя» от 25.06.2013). Между тем эта школа – единственное место, где дети могут заниматься конным спортом под руководством профессиональных тренеров.
Официальной причиной закрытия стало отсутствие лицензии на образовательную деятельность по конному спорту. После проверки органов надзора в декабре 2014-го спортшколе было велено устранить нарушения. Сделать это не удалось, так как земля и имущество базы в Перемерках не являются ни муниципальной, ни региональной собственностью.
– Мы не можем вливать деньги в чужое имущество, – объясняет Вячеслав Селезнев, исполняющий обязанности директора СДЮСШОР №1. – Но без этого база не пройдет ни пожарный, ни санитарный контроль. Отмечу, что спортклуб не закрывается полностью, а лишь прекращает свою образовательную деятельность. Вместо конного отделения будет конный клуб. Если раньше занятия частично финансировались из областного бюджета, теперь они станут 100% платными. Родителям нужно будет самим нанимать тренеров и оплачивать уход за лошадьми. Областной спорткомитет не отказывается от помощи. Он обещает финансировать выезды на календарные соревнования.
Председатель областного спорткомитета Владислав Павлов на брифинге в газете «Тверская жизнь» утверждал, что школа не передала землю и имущество в областную собственность, хотя чиновники и обращались в «соответствующие структуры». Теперь область не может привезти базу в порядок – это будет «нецелевое использование средств».
Наталья СЕРОВА, директор «Новоторжской Ярмарки», мама Марии Рябковой, ученицы конноспортивной школы, одна из первых опубликовала в соцсетях информацию о закрытии школы:
– Моя Маша и сейчас дни напролет проводит со своим Пончиком (так она ласково называет своего белого коня Пиона). Я очень огорчена закрытием школы. Хочу объяснить всем, в чем разница ДЮСШ и частного конноспортивного клуба. При, казалось бы, схожей деятельности (и там, и там есть лошади), задача у этих организаций разные. ДЮСШ должна воспитывать юных спортсменов, содержать спортивных лошадей и иметь спортивные результаты и достижения. А в конноспортивном клубе содержат лошадей для проката, за деньги берут частных лошадей на постой, а также могут давать платные уроки по желанию клиента и иногда участвовать в соревнованиях клубного уровня.
Сотрудники школы видят ситуацию иначе.
– Закрытие нашего конно-спортивного отделения – это очень странная история, – говорит Светлана Киселева, тренер-инструктор по верховой езде СДЮСШОР №1. – Предписание о прекращении деятельности ни тренерам, ни родителям не показали. Более того: я не помню никаких проверок пожарной безопасности и санитарных норм… Дети и раньше занимались частично платно. Однако областной бюджет оплачивал работу тренеров, содержание лошадей, их вывоз на соревнования, ветеринарное обслуживание. Теперь все затраты лягут на плечи родителей.
– А в чем разница конного отделения на базе СДЮСШОР и конного клуба?
– Не все понимают, что для занятий спортом одной лошади недостаточно. Прежде всего, необходимо наличие тренера со специальным образованием, уровнем квалификации, разрядом. Нам также надо знать всю технику безопасности. Только на базе СДЮСШОР можно получить настоящее образование с разрядом и подтверждающим документом, после чего выпускники могут работать инструкторами. Плюс дети получают дополнительные баллы при поступлении на спортивные факультеты вузов. С 10 августа наши ученики лишились такой возможности. Дети и дальше могут продолжать участвовать в конных турнирах, но они потеряли свой статус.
– Правда ли, что конный спорт – один из самых дорогих?
– Дешевых видов спорта нет. Каждый требует финансовых затрат: хоккей, футбол, фигурное катание. Понятно, что легче сдать землю в аренду обычному конному клубу и получать с этого деньги. Если раньше из бюджета выделялось 1 миллион 700 тысяч рублей в год для всего отделения, то потом эта цифра сократилась до 400 тысяч. С начала 2015 года оплачивалась только зарплата тренеров. В свое время мы обращались в спорткомитет за помощью, но получили отказ (и.о. директора школы Вячеслав Селезнев утверждает обратное. – Прим. авт.). Нам также предлагали землю для проведения занятий в Чуприяновке, но в комитете опять протянули с решением вопроса. Долгое время нам просто не давали ответа, тем самым лишив возможности что-то исправить. Боюсь, что из 75 детей многие уйдут, потому что не смогут оплатить обучение. А чем меньше детей, тем школа быстрее закроется. Однако пока стоимость держится на прежнем уровне – 400-600 рублей за одно занятие. Мы до сих пор надеемся, что удастся как-то решить проблемы с землей и долгосрочной арендой здания.
Так или иначе, с декабря 2014 года вопрос со спасением конно-спортивного отделения так и не был решен. Хотя, безусловно, возможности для этого были. Вообще, в Тверской области в последнее время активно развивается только хоккей – потому что губернатор Шевелев сам любит погонять с клюшкой. Большинство других видов спорта нищенствуют.
Подарите кто-нибудь Андрею Шевелеву лошадь – может, он ей увлечется, и конно-спортивное отделение в Твери будет спасено.
Анастасия РОМАНОВА