В школе как на минном поле

08.09.2015, 13:44

Молодые тверские учителя – о соцсетях, дресс-коде и влюбленных старшеклассниках

 

Сентябрь – лучший повод написать о школе. Есть стереотип, что с начала 90-х крепкая советская система рухнула, а новая так и не появилась. Второй стереотип – что молодых учителей в школу и калачом не заманишь. «Караван+Я» поговорил с молодыми тверскими учителями-предметниками, которые своим выбором разрушают стереотипы.

 

«БЕГУНОВ ПО КОРИДОРАМ Я ЗАПИСЫВАЮ В СПОРТШКОЛУ»

 

Евгений ВОЛОДИН, 25 лет, учитель физкультуры МОУ СОШ №53:

– Жень, почему ты пошел работать в школу?

– Решение было спонтанным. Я учился на спортфаке ТвГУ и планировал заняться бизнесом в сфере фитнеса и оздоровления. Но оказалось, не все так просто, да и в стране нестабильно. Поэтому для начала я решил набраться опыта. Школа – хорошая база, плюс молодой специалист получает дополнительную премию в течение трех лет. На четвертый год учителя уже идут на разряд по повышению квалификации.

– Не страшно было идти к детям?

– Нет. С детьми нахожу язык быстро, веду себя как старший товарищ. Молодым проще: мы с ними на одной волне. По совместительству я работаю учителем ОБЖ. Мое оружие – не нудная речь и конспекты, а использование современных технологий (интерактивная доска, компьютер) и личное общение. Характер предмета «физкультура» несколько другой. Здесь главная задача не просто научить, но и развить желание заниматься спортом и оздоровлением. Ведь на физкультуру не идут дети, у которых что-то не получается. Поэтому я никогда не требовал кровь из носа сдать нормативы, а старался выводить ребенка на его уровень. Когда школьник не боится, что его засмеют, он уверенно приходит на урок.

– Многие ругают современных детей – поколение Интернета, все избалованные…. А ты их какими видишь?

– Многие дети хамят на уроках. Не все, конечно, но это есть. Их родители наставляют: «Учитель вам ничего не сделает, можно вести как хочешь». Действительно, максимум что я могу – написать замечание или вызвать родителей. И то попадаются такие родители, которые считают, что плохое поведение – это проблема учителя. Мне попадались и скандальные, и понимающие родители.

– Ты добавляешь учеников в друзья «Вконтакте»?

– Я добавляю только 10-11-классников, и то если у нас есть общие дела. К примеру, если я играю с ними в волейбольной или футбольной команде. По личным вопросам я стараюсь не общаться.

– Коллектив учителей в основном женский?

– Да, мужчины идут только на ОБЖ, физкультуру и труд. Наверное, женщинам общаться с детьми проще – материнский инстинкт у них в крови. А молодые люди, может, и стесняются детей. В школе нужно себя во многом ограничивать: контролировать речь, жесты и эмоции. Здесь как на минном поле, во всем могут быть опасные последствия.

– Как известно, учебные стандарты ежегодно меняются и в основном усложняются. А как насчет физкультуры?

– Здесь, наоборот, стандарты стали ниже. Если сравнивать с таблицей 1980-х годов, то сейчас мы практически задарма ставим оценки. Сейчас хотят вернуть нормы ГТО – было бы неплохо, так как поколение слабеет. Я за пропаганду спорта: он не только укрепляет здоровье, но и развивает уверенность. Спортивному ребенку легче влиться в коллектив. В отличие от других учителей, мне легче справляться с гиперактивными детьми. На уроках физкультуры я эту активность направляю в конструктивное русло. Так, бегунов по коридорам в прошлом году я отправил в спортивную школу на отделение легкой атлетики.

 

Надежда НИКИТИНА, учитель иностранных языков в Тверском лицее, 26 лет:

– Я окончила факультет ИЯиМК в ТвГУ и уже 5 лет работаю учителем. Я сама училась Тверском лицее, и здесь меня встретили уже знакомые люди, что существенно облегчило привыкание. Моя мама всю жизнь работает учителем – я с детства видела, как это делается, и мне всегда это нравилось. Сначала было страшно брать на себя полную ответственность за то, чему я научу детей… Думаю, в начале пути это испытывает каждый педагог.

– По сравнению с твоими школьными годами дети сильно изменились?

– Дети постоянно меняются, это зависит от разных факторов. В школе всегда можно было найти что-то новое для себя, помимо самих знаний. Сегодня всю информацию дети могут отыскать в Интернете. Поэтому наша работа усложняется: надо придумывать новые приемы, чтобы удержать внимание детей и шагать в ногу со временем. Я на уроках часто использую обучающие сайты с флеш-играми. Для ребят постарше на сайте «Deutsche Welle» мы прослушиваем мировые новости, которые диктор специально читает медленно для изучающих язык. Затем обсуждаем поднятые проблемы.

– Молодому учителю сложнее добиться уважения школьников?

– С этой проблемой можно столкнуться только в старшем звене. Там молодых педагогов часто «проверяют на прочность». Здесь главное – не ударить в грязь лицом и не переходить на личности. Однако, как правило, с молодым учителем быстро выстраиваются доверительные отношения. Малыши к ним тянутся, считая, что те добрее и будут меньше задавать. А дети постарше идут за советами – кто-то спрашивает про любовь, кого-то интересует, как я отношусь к современной музыке и т.п.

– Учителю приходится ограничивать свою жизнь, к примеру, не выкладывать какие-то видео и фото в Интернет – помните знаменитую историю учительницы из Конакова, выложившей в соцсеть фото ню?

– Без соцсетей сейчас никуда. Своих учеников я в друзья добавляю, но доступ к странице ограничиваю. Все-таки личное пространство должно оставаться! Конечно, все фото или видео, какие хочешь, не выложишь в сеть, нужно держать марку. Но XXI век, я считаю, помогает детям понять, что учителя тоже люди, а не просто трансляторы информации.

 

«СТАРШЕКЛАССНИКИ ГОВОРИЛИ: «ДА ВЫ МНЕ В ПОДРУЖКИ ГОДИТЕСЬ!»

 

Яна ДРОЖЖИНА, 24 года, учитель информатики МОУ СОШ №53:

– Сначала у меня был шок, но после года работы школа пустила свои корни в мое сердце и душу. Теперь я не представляю себя в другой сфере. Я веду информатику с 5-го по 9-й классы. Дорогого стоит, когда дети переходят в старшее звено и огорчаются, что не я их веду. Также мне повезло с коллективом. В нашей школе молодых специалистов сильно поддерживают. Нам в течение 3 лет выплачивается компенсационная надбавка в размере 50% от должностного оклада.

– Насколько изменилась информатика за последнее время?

– Многие дети приходят уже со знаниями компьютера, поэтому с ними проще работать. На первых уроках я часто слышу: «А я уже все знаю». На деле это только знание интернета и компьютерных игр. А когда ты начинаешь рассказывать про периферийное устройство компьютера, его реальные возможности и программы, они открывают рот. Моя главная задача – научить детей алгоритмическому мышлению, развить информационно-коммуникационную компетенцию, научить работать в офисных программах. На уроках мы проходим логику, системы счисления, компьютерное моделирование, различные операционные системы и основы программирования. Кроме того, изучаем мультимедиа, создаем фильмы. Также я веду кружки в младших классах, но это уже развлекательный формат. В соответствии с ФГОС программа усложняется. Так, во втором полугодии 7-го класса дети уже будут изучать то, что раньше было в 9-м.

– Сегодня дети развиваются быстрее?

– Дети всегда остаются детьми. Просто в нашем детстве были другие игрушки. Сегодня главное развлечение – Интернет, и, чтобы их отвлечь от любимых гаджетов, я преподношу так материал, чтобы им было интересно, а для закрепления изученного на уроке ученики выполняют практические задания в виде интересных заданий, которые они должны выполнить самостоятельно.

– Как дети воспринимают молодых учителей? Посягают ли на их личное пространство?

– Сначала, когда старшеклассники узнавали, сколько мне лет, они говорили: «Да вы мне в подружки годитесь». Здесь нужно четко выстроить иерархию: я учитель, а вы ученики. Поэтому сначала надо быть с ними пожестче, а потом чуть отпускать. Я стараюсь не «дружить» с учениками в соцсетях. Мой предел – 1-2 человека из класса, в основном старосты и активисты. Им можно быстро что-то объяснить по домашнему заданию или сказать об изменениях в расписании. Понятия работы и личного пространства нужно разделять. Также у нас есть дресс-код: строгая одежда, никаких джинс, коротких юбок и глубоких вырезов. Учителя должны выглядеть достойно – мы пример для детей, на нас смотрят родители.

– Ребята приходят к вам за советами?

– Как-то одна девочка обратилась за советом по поводу отношений с мальчиком. Кстати, я заметила, что сейчас девочки больше интересуются отличниками, а не хулиганами. И это хорошо.

Анастасия РОМАНОВА

34 0
Лента новостей
Прокрутить вверх