Торжок: Манторов или Пилюшкин?

30.08.2016, 13:17

Сделают ли новоторы выбор в пользу развития города

В эту субботу редакция «Караван+Я» посетила Торжок. В городе был престольный праздник преподобного Аркадия Новоторжского. И, конечно, мы посетили Борисоглебский монастырь. На службе было несколько женщин, некоторые по виду туристы, и несколько торжокских интеллигентов. Судя по всему, сегодняшние жители Торжка не сильно православные.

 

Наш шеф Геннадий Климов, который кроме прочих своих занятий еще и изучает древнюю историю, уверен, что история Руси началась именно с Торжка. Здесь 1000 лет назад христианские пилигримы-славяне, двигаясь на восток, создали первый в Европе странноприимный дом – по существу, первый рыцарский орден, ставший впоследствии образцом для рыцарей-госпитальеров, которые отправились на Ближний Восток освобождать Гроб Господень. Госпиталь-монастырь в Торжке возник в 1015 году. А, к примеру, Киево-Печерская лавра, которая считается первым монастырем на Руси, основана в 1051 году. Сравните даты: кто старше?

Нашу русскую историю так долго фальсифицировали в угоду идеологическим догмам, что на такие мелочи, как исторические даты, не обращали внимание. Царским и советским идеологам надо было доказать, что Киев – мать городов русских. Пусть так, но тогда Торжок – более старший отец городов русских.

Скажем сразу, в этот раз Торжок нам понравился. Может, это просто август, месяц, когда во всех городах уже убрали мусор и подремонтировали дороги – но Торжок нам показался более-менее ухоженным.

Торжок меняется, но медленно. Слишком глубока была степень запущенности города к началу нынешнего экономического кризиса. Кое-какие дома поштукатурены, заделаны особенно большие ямы на дорогах – и в свете августовского солнца кажется, что город даже очень ничего. В выходные у ворот Борисоглебского монастыря стоят автобусы с туристами из разных регионов России. Люди покупают магнитики, поднимаются на колокольню и восхищенно замирают: «Ах, какая красота!»

В городе наконец появились места, где можно вкусно пообедать – мало, но есть. Мы, например, пообедали в кафе «Оникс», было вкусно, еду подали довольно быстро. Малый бизнес все же делает свое дело, а следом за ним и меняется качество жизни.

 

УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТОРЖКА

 

Раньше мы бывали в этом городке часто, мы знали здесь всех градоначальников, влиятельных людей, все тайны местного общества. Связано было это опять же с нашим шефом, владельцем газеты «Караван+Я» и главным редактором журнала «Умное производство» Геннадием Климовым, который просто влюблен в Торжок.

Вместе с руководителем местного градообразующего предприятия «Пожтехника» Анатолием Строканем они продвигали идею создания в Торжке машиностроительного кластера, который должен был дать городу несколько тысяч современных высокооплачиваемых рабочих мест. Кроме этого, Климов за несколько лет до того предлагал сделать федеральную программу празднования в 2015 году законного 1000-летия Торжка и Борисоглебского монастыря. На такие даты Москва обычно выделяет много миллиардов рублей, за которые можно было отремонтировать в Торжке все памятники архитектуры, все фасады старинных улиц, сделать капремонт ветхого жилья. Сделать дороги, современное освещение и водопровод. Это сразу превратило бы Торжок в туристический центр общеевропейского значения. Но местные власти и губернатор Шевелев «протянули волынку», в результате Торжок пролетел мимо федеральных денег.

Был еще один проект. Тогда генеральным директором ЗАО «РН-Тверь», дочернее общество НК «Роснефть» в Тверской области, работал Михаил Яковленко, который лоббировал строительство в окрестностях Торжка новейшего экологически чистого нефтеперегонного завода для производства высококачественного бензина. НПЗ – это удвоение бюджета всей Тверской области и увеличение на два порядка бюджета самого Торжка. Сегодня мы бы имели совершенно другое качество жизни в этом прекрасном городе. Но тоже не сложилось. Почему?

На выборах нового мэра Торжка Анатолий Строкань, признанный неформальный лидер местной «Единой России», решил выдвинуть генерального директора ОАО «Пожтехника» Андрея Фортуну. Но по техническим причинам этого не случилось – тогда было предложено выдвигаться руководителю местного наркоконтроля Рубайло. Кандидатуру Рубайло назвал сам Анатолий Строкань. Собственно, Строкань и Климов из своих личных средств финансировали избирательную кампанию Рубайло.

Однако вскоре сменился губернатор, к власти пришел десантник Шевелев, и Рубало нашел себе нового покровителя в лице министра по работе с территориями Евгения Ткачева (ныне он уволен с должности). В силу особенностей характера Рубайло поспешил прервать отношения и с Климовым, и со Строканем.

В Торжок мы не ездили несколько лет, а между мэрией и градообразующим предприятием «Пожтехника» все эти годы идет вялотекущая война. Власти пытаются разорить это предприятие, заводчане слабо отбиваются. В результате в районе развалилась и партия «Единая Россия». Все меньше среди новоторов желающих голосовать за эту партию, более влиятельной здесь стала «Справедливая Россия».

 

НОВЫЕ ВЫБОРЫ В ТОРЖКЕ: ЧТО ОТ НИХ ЗАВИСИТ

 

Для Торжка самые главные выборы, которые состоятся в сентябре, – найти достойного кандидата, который будет представлять Торжок и Торжокский район в Законодательном собрании Тверской области. Там нужен пробивной, юридически грамотный человек, чтобы лоббировать интересы территории. Чем более «пробивной и грамотный» депутат будет работать в региональном парламенте, тем больше из областного бюджета будет поступать денег в казну Торжка и Торжокского района. Если, не дай бог, будет какой-нибудь молчун – будут новоторы без денег и без зарплаты, с грязными улицами и выключенными фонарями. Собственно, за этим мы и приехали в Торжок, чтобы посмотреть, как идет подготовка к этим выборам.

Население в Торжке в основном консервативное. Местная элита, как нам показалось, давно выродилась. Исключение, может, только составляют молодые жены вертолетчиков. Они симпатичные, активные. Социологи, которые работали здесь, уверены, что именно с ними связано будущее города. В Торжке дислоцируется воинская часть, где эксплуатируют вертолеты. Здесь же находится всероссийский Центр боевого применения армейской авиации (вертолетный центр, откуда на парады Победы прилетает знаменитая пилотажная группа «Беркуты»). Военным сейчас подняли зарплаты, но служба у торжокских летчиков опасная. Здесь почти привыкли хоронить своих товарищей. Хотя как к этому можно привыкнуть?

Основная задача «внутренней политики» Торжка и окрестностей – оставить молодежь на родине, показать ей перспективы, убедить, что перемены к лучшему возможны и от людей многое зависит.

 

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА

 

Между тем стагнация все сильнее охватывает еще живую промышленность города. Торжокский вагонзавод последний раз пытались спасти при губернаторе Дмитрии Зеленине. Тогда еще не были закуплены «Ласточки» для пригородных направлений и завод, специализирующийся на выпуске электричек, мог бы найти свое место на рынке. Но никому в Торжке и на самом заводе, видимо, не было интересно собственное будущее. Сегодня, как нам рассказывали представители риелторского сообщества, территория вагонзавода выставлена на продажу. Покупателей пока не находится.

Уникальный завод «Марс», выпускающий электронику для ВПК, вошел в госкорпорацию «Ростехнологии». Перед этим предприятие переживало не лучшие дни, до сих пор не удалось выйти на полную загрузку – работа идет по трехдневному графику.

Завод полиграфических красок, одна из визитных карточек Торжка, так и не дождался инвестиций, жизнь на предприятии есть, но далеко не в тех объемах, что предсказывались во времена уже упомянутого губернатора Дмитрия Зеленина, задумавшего было сделать Торжок столицей российской полиграфии.

Деревообрабатывающее производство СТОД – завод «Талион Терра» должен был стать одним из крупнейших деревообрабатывающих предприятий Европы. Пока же для новоторов это не самый интересный работодатель (зарплаты на заводе относительно невысоки), и неприятное соседство – мелкая древесная пыль разносится отсюда на километры округи. Год назад вроде бы появились очистные сооружения, но окрестные жители не почувствовали больших изменений, хозяйкам приходится протирать пыль по нескольку раз на день.

Отчасти новоторы даже рады кризису: из-за него, например, затормозилось появление в городе завода пластмасс. А то получалось, что люди, купившие участки в экологически чистом месте на берегу Тверцы, рисковали через пару лет оказаться по соседству с химическим производством.

Стабильно живут и работают два центра, имеющих федеральное подчинение и федеральное финансирование. Газпромовское предприятие, важный узел перекачки газа за рубеж, и Центр боевого применения армейской авиации.

Флагман торжокской промышленности, ОАО «Пожтехника», сейчас получил новые заказы – недавно в Торжок приезжал министр МЧС Владимир Пучков, основной заказчик предприятия. Новым моделям пожарных машин – быть, «Пожтехнике» – работать, таковы вкратце итоги этого визита. Если бы не затянувшийся конфликт градообразующего предприятия с главой Торжка Анатолием Рубайло, преодолеть кризис было бы проще.

 

ПРЕДВЫБОРНЫЕ РАСКЛАДЫ

 

Мы уже рассказывали о том, как в Торжке был организован праймериз «Единой России». Политического тяжеловеса, руководителя ОАО «Пожтехника» Анатолия Строканя якобы обошел молодой человек Максим Пилюшкин, сын местного предпринимателя Ивана Пилюшкина. Пилюшкин-младший буквально год назад возглавлял местное отделение «Справедливой России», избрался от этой партии в Торжокскую городскую думу, но по настоянию своих покровителей резко сменил политическую ориентацию и к предстоящим выборам в ЗС стал единороссом.

Пилюшкин-папа год назад тоже пытался принять участие в выборах в гордуму, но глава Торжка Анатолий Рубайло как-то резко развернул его с выборов. Что случилось за несколько месяцев – сказать трудно, но семейство Пилюшкиных из оппозиционеров и критиков городской власти вдруг превратилось в друзей Рубайло. А Пилюшкин-сын стал даже протеже Рубайло на выборах в Законодательное собрание. Сегодня глава Рубайло водит за руку Пилюшкина-младшего по всем детским садам, школам и другим организациям со стандартной просьбой к бюджетникам голосовать «как надо».

За год, проведенный в гордуме, Пилюшкин-сын почти не раскрывал рот. Он вообще молчалив, за него все говорит и делает папа. Самое яркое деяние предпринимателя-депутата Максима Пилюшкина – приобретение и снос двухэтажного дома в центре Торжка. Инвалид Светлана Шутенкова, прописанная с сыном в этом доме, выиграла суд, обязавший Пилюшкина предоставить женщине равноценное снесенному жилье. Но как бы не так: молодой «единоросс» до сих пор не думает исполнять решение суда.

Так или иначе за прошедший год семейство Пилюшкиных восстановило отношения с главой Торжка Анатолием Рубайло. У Рубайло вообще есть черта приближать к себе неких «опорных» предпринимателей и вести дело только с ними. Сейчас такая «опорная» фигура – папа Пилюшкин. Когда-то в 90-е он, как рассказывают, контролировал электрические сети города. Может быть, у него опять появилось желание прибрать к рукам какой-нибудь инфраструктурный объект?

Победу на праймериз Рубайло и Пилюшкины бурно праздновали в городской администрации Торжка. Какая тайная корысть связывает Рубайло и Пилюшкиных, остается только гадать. Однако воля главы города движет молчаливого юношу в стены Законодательного собрания.

Пилюшкин-сын баллотируется и как лидер региональной партийной группы «ЕР», и как одномандатник. Если он даже проиграет выборы, но в Торжке победит партия «Единая Россия», то именно он поедет в Тверь представлять в областном парламенте город и район.

Уж не знаем, как там встретят этого застенчивого юношу в случае неожиданного успеха. Те, кто помнит депутатами от Торжка и района действительно сильных и уважаемых депутатов – покойного Николая Попова и отошедшего сейчас от политики Анатолия Строканя, – будут, конечно, в недоумении.

Что будет делать Максим Пилюшкин в ЗС, если его выберут? Молчать? Зачем Торжку и району депутат, который не сможет раскрыть рот, чтобы пролоббировать интересы своих избирателей?

В Торжке и Торжокском районе – провал со здравоохранением. Людей везут в Тверь, в областную больницу, и только там выясняется, что у них, например, множественные переломы. Или пневмония. Недавно в Будовском сельском поселении с помпой открывали фельдшерско-акушерский пункт. Когда открыли, выяснилось, что забыли главное – найти в новенький ФАП фельдшера.

В самом Торжке дороги, как мы уже сказали, подлатали – дала результат работа бывших депутатов ЗС Анатолия Строканя и покойного Николая Попова. Они сумели добиться ремонта моста в Торжке (ремонт вот-вот закончится, и Рубайло с Пилюшкиным, наверное, уже готовятся пиариться на чужих заслугах – будут торжественно перерезать ленточку). Однако в районе дороги отвратительные. Если изберут депутатом Пилюшкина, как он будет добиваться денег на районную медицину, на дороги? Молча?

 

ПЕРСПЕКТИВЫ ЕСТЬ

Памятник Ефрему Новоторжскому

Вообще-то в Торжке скоро ожидается большая перетряска власти. Во-первых, надо понимать, что после выборов новый губернатор намерен сменить команду. Скорее всего, потеряет работу нынешний министр по работе с территориями Андрей Зайцев. В былые годы он был в Твери хозяином рынка подержанных автомобилей. За ним много всяких грешков, сейчас он часто заезжает в Торжок попариться в бане с Рубайло и местными сомнительными личностями. Как только Зайцев потеряет власть – Рубайло недолго продержится. Поэтому важно уже сейчас искать новых активных, образованных людей, которые готовы работать на благо Торжка и Торжокского района.

В Торжке по-прежнему очень сильны позиции «Справедливой России» – на выборах в Торжокскую городскую думу избиратели голосовали не за красивые глаза молодого Пилюшкина, а за авторитет партии. Кандидат в ЗС от «Справедливой России» – опытный юрист Владислав Манторов – удовлетворяет запрос новоторов на новые лица в местной политике. У него безупречная репутация по службе в налоговой инспекции и прокуратуре, сегодня он считается народным адвокатом. Манторов дает нуждающимся конкретную правовую защиту. Новоторам надоело перебирать старую колоду надоевших персонажей и фамилий, к которым в последнее время стали прибавляться их подросшие сыновья.

Манторов, с одной стороны, местный – он приехал в Торжок с отцом-офицером после вывода советских войск из Чехословакии 25 лет назад. С другой стороны – это человек абсолютно нового для Торжка типа. По первому образованию – специалист по социальной работе, знаток пенсионного законодательства. Работал старшим следователем прокуратуры, начальником отдела в налоговой инспекции. То есть про законотворческую деятельность и бюджет он в курсе. И, будучи адвокатом, может отстоять свою точку зрения.

У Торжка – глобальные перспективы. Это красивейший город, который, если его привести в порядок и создать условия для малого бизнеса в сфере общепита, гостиниц и т.д., может превзойти Суздаль. Просто он удобнее расположен. По трассе Москва – Санкт-Петербург мимо Торжка каждый день проезжают 30 тыс. машин. Как раз здесь хочется отдохнуть и тем, кто едет из Питера, и тем, кто едет из Москвы. Отдохнуть, посмотреть достопримечательности. Провести выходные в настоящем русском городе, никуда не торопясь.

Но делать ставку только на малый бизнес и туризм нельзя. У Торжка большой промышленный потенциал. Промышленность дает налоги, которые идут на благоустройство, благоустройство привлекает туристов, туристы везут деньги местному малому бизнесу, который создает рабочие места.

Вот нехитрая схема развития Торжка. Только для этой схемы должно быть конструктивное сотрудничество с губернатором, региональным правительством, руководителями местных промышленных предприятий, бизнесом, простыми людьми. И организовать такое сотрудничество сможет только взрослый, опытный, авторитетный человек в кресле депутата регионального парламента.

Впрочем, это только наше мнение, основанное на изучении ситуации в самых разных городах России. Решать все равно нужно самим новоторам.

Мария ОРЛОВА

92 0
Лента новостей
Прокрутить вверх