В поисках нормального города. Что надо сделать с нашими городами, чтобы жить в них было приятно?

08.11.2017, 12:44

Из-за событий 100-летней давности Россия и российские города сильно отстали от развития нормальной жизни. Сегодня мы переживаем процессы, которые происходили в мире лет 50 назад. Причем переживаем их с российской спецификой: благоустройство часто оказывается густо замешенным на головотяпстве и коррупции. Сейчас в Твери и в нескольких других городах региона (Торжок, Осташков) идет конкурсная процедура по назначению главы муниципалитета. Что мы хотим от этих людей, о чем им надо задуматься?

Издевательское благоустройство дворов

Наверное, многие наши читатели сейчас клянут программу благоустройства дворовых территорий, которую запустили в этом году в Твери и в ряде районных центров, таких как Ржев. В конце лета – начале осени дворы раскурочили, сняли асфальтовое покрытие, разрушили существовавшие элементы благоустройства типа лавочек и песочниц, кое-где, например в Твери на бульваре Шмидта, дом 40, выкорчевали любимые жителями деревья. И все. В таком виде дворы и остались. Судя по всему, так они войдут в зиму, переживут весеннее таяние снега, и, возможно, все это произойдет не один раз.

Можно сравнить с ближайшим соседом. Московская область – один из первых субъектов России, где начали проводить народные интернет-голосования. Весной этого года на портале «Добродел» жители впервые выбирали дворы, которые, по их мнению, необходимо привести в порядок. Тогда наибольшее количество голосов набрали 130 объектов. Их дополнительно включили в программу благоустройства. Всего в 2017 году должны благоустроить 1 460 дворов, программа уже выполнена более чем на 75%.

Понятно, что уровень бюджетной обеспеченности в Московской области гораздо выше. Но согласитесь, когда жители сами решают, что их двор нуждается в ремонте, и имеют подробную информацию о сроках и о том, что для них собираются сделать, все получается гораздо правильнее. И та же власть не огребает в свой адрес столько проклятий от народа, бредущего впотьмах по разбомбленному двору.

 

У «Стрелки» длинные руки

В Москве слово «урбанистика» стало ругательным. Людям надоели вечно разрытые тротуары, перекладывание плитки по нескольку раз в год, стремительно исчезающие парковочные пространства. Нам, приезжающим в столицу погулять, нравятся собянинские новации в благоустройстве (особенно, если мы не задумываемся о пропорциональном соотношении средств, затраченных, скажем, на рождественскую иллюминацию московских бульваров, к бюджету среднего российского областного центра). Но тем, кто живет внутри этих длящихся уже который год ремонтных работ, уже невмоготу: и больше всего удручает отсутствие диалога власти и общества о том, что нужно и не нужно людям в плане благоустройства.

В связи с московским благоустройством всегда всплывает название КБ «Стрелка». На самом деле это очень интересный проект, начавшийся с альтруистической образовательной деятельности института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и развившийся в практически монополиста по изменению общественных пространств в России. Один из основателей «Стрелки» – олигарх Александр Мамут.

Именно консалтинговое бюро «Стрелка» разрабатывало стандарты благоустройства Москвы по программе «Моя улица». Рассказывают, что это произошло по протекции Вячеслава Володина, в тот момент первого замглавы администрации президента, курировавшего внутреннюю политику России. В родном для Володина Саратове «Стрелка» тоже начала работать раньше, чем в других региональных центрах. Там уже в этом году запущен проект обновления семи центральных городских улиц и превращения одной из них в пешеходную. Стон в саратовских соцсетях стоит великий.

Саратов – только начало. В октябре 2016 года «Стрелка» без тендера, по прямому поручению премьер-министра Дмитрия Медведева заключила свой самый крупный контракт – договор с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) на сумму 3,8 млрд рублей на реконструкцию более 235 общественных пространств в 40 городах России. Тверь, как мы знаем, вошла в число этих городов. На улице Трехсвятской стояли демонстрационные планшеты с эскиз-проектами преобразований, которые столичные архитекторы готовят нам, провинциалам.

Основной прием – максимально засадить все деревьями. Деревья зачем-то предполагаются даже на площади у кинотеатра «Звезда», рядом с горсадом. Везде сужаются проезжие части и опять же засаживаются деревьями. Советская площадь, перед областной администрацией, становится каким-то лесопарком, по которому, как предполагают проектировщики, будет массово гулять публика. Зачем публике здесь гулять, учитывая, что вокруг одни присутственные здания, никаких кафе и магазинчиков, непонятно. То, что эта площадь – цельный архитектурный ансамбль, являющийся памятником градостроительного искусства, «стрелковцы», видимо, тоже не поняли.

Тверской архитектор Алексей Жоголев на своей странице в «Фейсбуке» комментирует представленный проект так:

– Поверхностный урбанизм от градостроительства отличается тем, что ловко поданные фотомонтажи оставляют за кадром комплексные проблемы транспорта, подъездов к жилью, объектам торговли и общепита, к общественно значимым зданиям (коими являются городская администрация и Центробанк), стоянки у которых уже сейчас безумно переполнены. Не учитываются инженерные сети, в первую очередь ливневая канализация, вертикальная планировка, способы очистки улиц от снега и т.д. Положительно можно оценить предложение расширить площадки перед кафешками, с выносом летних посадочных мест. Отрицательно – занять газонами и посадками деревьев все стоянки без решения по паркингам (как в «Иронии судьбы» – «А мама, она все приготовит и уйдет…»).

Лично у меня возражений не вызывает только проект реконструкции зоны от речного вокзала до Нового моста. Во-первых, в разработке принимал участие тверской архитектор Никита Маликов, который знает специфику города. А во-вторых, этому месту терять нечего, там трудно что-то испортить.

И развернуться негде…

Немаловажная составляющая городского благоустройства – правильно организованное движение транспорта. Сегодня в Твери в кои-то веки появился нормальный асфальт, но поскольку реконструкция дорожной сети минувшим летом шла без проекта, это дает о себе знать.

Когда я начала ездить по городу, все знаки и разметка более или менее поддавались человеческой логике – в общих чертах. После недавнего масштабного ремонта магистральных дорог силами московского ГБУ «Автомобильные дороги» логика исчезла. Буквально перед написанием этой статьи ехала я с одного конца улицы Володарского, от Скорбященского храма, на другой конец этой же улицы. Прямо никогда нельзя было ехать, по пути – областная администрация, у которой висит знак «Проезд запрещен». Приходилось сворачивать на ул. Крылова, у магазина «Кириллица» выезжать на Советскую и, поскольку там висит знак «Только направо», чуть-чуть проезжать направо, разворачиваться на трамвайных рельсах и ехать обратно на улицу Володарского. Теперь вместо трамвайных путей – двойная сплошная, разрыв в ней аккурат напротив моего выезда, но знак же висит! То есть я должна еще квартал ехать направо и только там разворачиваться.

Это еще ничего. А вот отъезжая с работы вечерами, я еще дольше бестолково катаюсь по городу, увеличивая своими передвижениями пробки. Наш офис на улице Новоторжской, мне надо за Волгу, но встроиться в ряд, едущий в том направлении, я не могу из-за пробки, стоящей там с 16:00 до 20:00. Я еду в противоположную сторону, и ближайшее место, где можно развернуться, – это все тот же микроскопический разрыв в двойной сплошной у Заксобрания и «Кириллицы».

Губернатор Игорь Руденя, обращаясь к новоизбранным депутатам гордумы Твери, посетовал на нелогично отлаженный сигнал светофоров. Дескать, попробуйте навести тут порядок, а то люди, которые ездили «по нормальным городам, таким как Москва и Санкт-Петербург» (цитата), пугаются. Он привел пример, когда на одном из центральных перекрестков загорается стрелка для поворота налево, и в это же время идет плотный поток движущихся прямо.

Приведу другой пример. В час пик два светофора на Тверском проспекте парализуют весь город, от вокзала до Нового моста через Волгу. Потому что через них не успеваешь проезжать. Когда загорается зеленый на перекрестке с Новоторжской, на перекрестке с Советской, у Вознесенского собора, еще горит красный, и хвост из машин, не успевших проехать, стоит до середины Новоторжской. Только сдвинешься на этот зеленый сигнал с места, как застреваешь в этом самом хвосте, перегораживая дорогу тем, кто едет перпендикулярно, по Новоторжской, когда им, в свою очередь, загорается зеленый свет (а мне – красный, но я торчу посреди перекрестка и деваться мне некуда). В общем, до Вознесенского собора, бывает, едешь минут десять (а идти пешком там минуты полторы).

И все это – на фоне повешенных всюду камер видеофиксации, которые не разбираются в конкретных случаях, а просто фиксируют выезд не туда, проезд на красный свет и т.п. Только что с моей карты списали очередные 800 рублей в счет очередного штрафа. Наверняка опять стоп-линию переехала и застряла.

Возможно, проблему отчасти помог бы решить еще один светофор. Вот что думает об этом архитектор Алексей Жоголев:

– Переехать через Советскую – что пе-рейти Рубикон. И постоянно знаки загоняют в общее русло пробки. И на Тверской, и на Советской, и на Чайковского, и на Волоколамке. Так образуются пробки, когда не работает вся сетка улиц, а водители вынуждены бестолково пополнять поток пробки. Насчет светофоров – их не хватает. На перекрестке Тверского проспекта с бульваром Радищева, на перекрестке Советской со Свободным переулком и Театральным проездом. При движении порциями не создается пробка, и, возможно, было бы поперечное движение. А еще я бы поменял направление на противоположные по односторонним улицам Симеоновской и Желябова.

Помню, губернатор прежний, Шевелев, начал вполне обоснованную (в отличие от многих других его действий) борьбу со знаком «кирпич» у входа в железнодорожный вокзал. Мол, как людям с чемоданами, детьми и стариками в вокзал попадать? Шевелева сняли, а знак висит. В этой связи как-то не верится, что и у Игоря Рудени с городскими депутатами что-то получится.

 

Аквапарк как профилактика пьянства и осенней депрессии

Еще одна важная истина, до осознания которой наша страна пока не дошла. Как-то слушала я в рамках Московского урбанистического форума лекцию мирового светила обустройства городов Яна Гейла, бывшего главного архитектора Копенгагена. Он рассказал, что еще в 1960-х годах в западноевропейских странах задумались, как сделать людей более здоровыми, заставить их отказаться от вредных привычек. В Дании климат довольно депрессивный, в Финляндии – еще хуже (прямо как у нас). И власти поняли, что с привычкой разгонять депрессию выпивкой можно бороться только при помощи массового и необременительного спорта.

В Дании сегодня почти вся страна пересела на велосипеды. Велосипедные дорожки дают возможность добраться в любое место. Если у нас, в российских городах типа Твери, в велосипедистах подозреваешь потенциальных самоубийц, которые зачем-то выперлись на проезжую часть, то там на велосипеде ездить приятно и безопасно.

Современные фитнес-центры и бассейны имеют массу льгот, благодаря которым таким бизнесом заниматься выгодно. Поэтому центры вроде тверского «Румянцево» (в Твери единственного и самого дорогого) в северной Европе – на каждом шагу, и абонементы в них стоят очень недорого. А еще повсеместно построены аквапарки. Платишь 15 евро за вход – и купайся целый день, парься в банях десяти разных видов. Согласитесь, так проще пережить темные и мрачные дни ноября – декабря!

 

Как вы улицу назовете, так она и будет жить…

И все равно, вначале всегда бывает слово. Одно из самых неприятных бытовых наследий Октября 1917 года, с чем мы сталкиваемся до сих пор на каждом шагу, – топонимическая катастрофа в российских городах от Владивостока до Калининграда. Куда ни приедешь, везде эти улицы Советская, Ленина, Революции, Свердлова, Орджоникидзе и т.д. А еще улицы, чаще даже проспекты 50 и 60 лет Октября. Никакой местной специфики, мизерное количество связанных с историей этого конкретного города названий.

Мы живем среди теней палачей и психопатов, среди идеологических штампов минувшей эпохи. Попробуй тронь хоть один – сразу поднимается вой типа руки прочь от нашей истории. Ну какая это наша история, бесконечные Урицкий с Володарским, в честь которых по непонятным причинам названы улицы в любом городе, городке или рабочем поселке? Спасибо, хоть на волне перестройки Тверь обратно из Калинина переименовали. А то позже бы опомнились «хранители истории» и не позволили бы. Калинин, сказали бы, наша история, ни про какую Тверь не помним, солдаты в 41-м за Калинин сражались! Не дают же станцию «Войковская» в Москве переименовать.

Причем подобные имена на картах российских городов не смущают ни царебожников во главе с Поклонской, ни прочих ультрапатриотов «России, которую мы потеряли», чью страну они, в общем-то, разрушали.

***

В общем, есть чем заняться в наших городах. Было бы кому. 

Мария Орлова

15 0
Лента новостей
Прокрутить вверх