Виртуальная Тверь. IT-разработчики обсудили перспективы виртуальной реальности

19.12.2017, 11:48

13 декабря в Твери состоялась яркая конференция VR Sreda Tver, собравшая разработчиков контента и производителей оборудования для виртуальной реальности.

Руководители и основатели компаний Total Interactive, Complex Systems, DreamVR, Hoodies Виталий Тихонов, Дмитрий Сытник, Денис Мазур и Александр Суханов рассказали о перспективах использования виртуальной реальности, а также о проблемах российских разработчиков контента и железа. Модератором дискуссии выступил главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов.

Тверские айтишники зарекомендовали себя за рубежом. Действительно, виртуальная реальность в мире весьма востребована. Кроме развлечений в виде шутеров и фильмов в 5D-формате, технология замахнулась на образование, медицину и даже промышленность. По мнению экспертов, к 2025 году доля продаж VR- и AR-решений составит порядка 35 млрд долларов.

В настоящее время выйти в виртуальную реальность в домашних условиях можно, используя смартфон, компьютер или игровую приставку. Само собой, без шлема или очков также не обойтись. Профессиональное оборудование стоит пока космических денег, однако любительские очки и приставки постепенно начинают дешеветь.

– Минимальный комплект для погружения в виртуальную реальность стоит от 350 до 1 000 долларов. В России, да и в мире, мы являемся первопроходцами технологии. Ведь VR – это не только развлечение, но и обучение, маркетинг. Оборудование дешевеет, и в ближайшей перспективе произойдет бум на виртуальный контент: как на видео 360, так и на интерактивные кейсы, – делится своими прогнозами Денис Мазур.

По мнению Александра Суханова, мировой рынок виртуальной реальности развивается по следующим алгоритмам:

– Рынок VR состоит из железа и контента. Чем больше создано контента, тем больше продается оборудования, чем больше оборудования – тем больше контента на рынке, и наоборот. В настоящий момент индустрия пребывает в стадии роста.

В то же время очки и шлемы для виртуальной реальности достаточно громоздкие и не обеспечивают абсолютного погружения в виртуальный мир. А пользователи по всему миру ждут полного погружения и даже абсолютного погружения на уровне сознания а-ля матрица или аватар. Но до создания такого нейрошлема пройдет как минимум полвека.

 Тем не менее отрасль постепенно внедряется в бизнес, много кейсов в формате B2B. Однако российский рынок весьма ограничен.

– На недавнем мероприятии в «Сколково» было всего лишь 150 компаний, которые серьезно занимаются VR- и AR-технологиями в России, – пояснил Дмитрий Сытник.

Рядовые пользователи и бизнес воспринимают виртуальную реальность как развлекательное направление. А тех, кто продвигает технологии в России, можно назвать скорее энтузиастами, а не получателями сверхприбыли.

К обсуждению подключался весь зал, в основном представители тверского VR-бизнеса. Но познакомиться с возможностями виртуальной и дополненной реальности захотели гости и из других сфер, на форум пожаловал министр туризма Тверской области Иван Егоров. Эти технологии можно вполне успешно применять в туризме в виде обучающих фильмов и интерактивных экскурсий. К слову, московские чиновники уже воспользовались разработками компании DreamVR. Модерировали дискуссию главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов и «технологический скаут» Артем Козырев.

Существует довольно много непонятных простому обывателю определений технологии. Виртуальная реальность – это прежде всего возможность восприятия большого количества информации более простым способом. Ведь 90% данных вокруг себя человек воспринимает глазами. Тренажеры для пилотов истребителей, для космонавтов, шахтеров, в режиме виртуальной реальности можно узнать о деталях полтавской битвы, о Петре I, исторических особенностях того времени и при этом окунуться в сечу с головой. Главный редактор журнала «Умное производство» Геннадий Климов предложил отреставрировать речной вокзал, установить там 5D-кинотеатры тверского производства и отправлять всех желающих в виртуальное путешествие по историческим эпохам.

Технологии виртуальной реальности – это платформа, которая могла бы стать «нашим всем». Венчурные фонды и структуры Минпромторга приписывают VR к цифровой экономике и к драйверам индустрии 4.0, однако существенных инвестиций в отрасль пока не вкладывают. Кроме того, в нашей стране развито пиратство. Получасовой фильм, демонстрируемый в 5D-кинотеатре, может стоить 20 миллионов рублей, однако сквоттеры попросту его крадут. В связи с этим страдают российские разработчики контента, они теряют деньги, да и иностранные компании не размещают качественное видео в России. Дистрибуция трехмерных фильмов через сервисы и мобильные приложения, такие как Youtube 360° или Google Play, не позволяет зарабатывать российскому производителю контента достаточно. Посредники берут за свои услуги от 30% прибыли. Виталий Тихонов и Дмитрий Сытник предложили проект платформы, способной защитить дорогой видеоконтент и полностью контролировать его распространение.

***

Конференция по виртуальной реальности показала высокий интеллектуальный потенциал Твери. Не каждый город России может похвастаться таким количеством VR-бизнесменов. Когда-то давно Тверь (Калинин) можно было назвать неформальной столицей ИТ: здесь создавались уникальные программы, разрабатывалось прорывное по тем временам оборудование. Но даже нынешняя утечка мозгов в крупные мегаполисы не загубила ИТ-потенциал Твери. Кто-то в шутку заметил: Тверь – удивительный город, где многое начинается, а потом бац – и все! Тем не менее будем надеяться, что тверские VR-бизнесмены смогут раскачать отечественный рынок.

Павел КИРИЛЛОВ

42 0
Лента новостей
Прокрутить вверх