«Вы видели весь мир, но не были в Торжке?». Татьяна Соколова – о том, как оживить город через туризм

20.03.2018, 13:19

26 марта отмечает двухлетие один из самых интересных туристических проектов Центральной России – «Экспедиция в Торжок». Сегодня мы беседуем с изобретателем и руководителем «Экспедиции» Татьяной Соколовой.

Наш читатель уже успел познакомиться с Татьяной и Валерием Соколовыми, родившимися и познакомившимися друг с другом в Торжке, уехавшими в Москву, создавшими там успешный бизнес – и вернувшимися на родину, чтобы изменить жизнь в родном городе к лучшему. Мы писали об их проекте развития городских сообществ, организованном ими парке на ручье Здоровец. «Экспедиция в Торжок» – то, с чего все это началось.

 

Город не на три часа

– Татьяна, как возникла идея экспедиций в Торжок? Это же принципиально новый вид внутреннего туризма – эксклюзивный и творческий, вами придумана хорошая история, и надо, чтобы кто-то еще вдохновился ею в других районах Тверской области.

– Идея пришла ко мне давно, это моя внутренняя потребность – заниматься своим родным городом. Надо сказать, в Торжке уже много раз проходили разные мероприятия по его развитию – круглые столы, семинары, встречи – и тема туризма со временем стала звучать на них все чаще и чаще.

В 2015 году я закончила бизнес-школу «Сколково» и там тоже начала обсуждать эту тему с коллегами, другими предпринимателями и командой школы: с какой стороны подойти к развитию Торжка. Ответ был однозначным: туризм.

Мы «залезли» в глубь Торжка: подняли краеведческие, исторические, учебные, научные материалы. Получился большой объем знаний, и стало ясно, что нельзя вываливать этот объем знаний на головы туристам. Надо подавать город через простые смыслы, смену состояний, особый угол зрения на его объекты. Показывать Торжок так, чтобы он был понятен, вкусен, удобен. В течение года, с апреля 2015-го, мы готовили наши экспедиции в Торжок, и в марте поехала первая группа.

– Туристы охотно отправились в Торжок?

– Это такая рискованная история: именно в Торжок никто на целых два дня не ездил, это «город по дороге». Когда я в Москве разговаривала с турагентствами, мне говорили, что Торжок – это город на три часа. Посмотреть центр, монастырь – и все.

Мы были с этим не согласны и поняли, что Торжок надо показывать по смысловым направлениям. Архитектурный, этнографический пласты, дворянские усадьбы, археология и так далее. Нужно нанизывать, как бусинки, смысловые точки и историю города через познавательную программу, через интерактивы, через гастрономическую составляющую, через людей! Приехав в Торжок на два дня, его весь до конца посмотреть невозможно.

Отталкиваясь от смыслов, раскрываешь совершенно другой сценарий, и люди хотят еще приехать. Таким образом, мы приглашаем человека на одну экспедицию, на одну тему, и люди возвращаются на другие. Могу сказать, что в феврале было четыре экспедиции, и в трех были люди, приехавшие к нам во второй раз.

Наши  туристы – это жители Москвы, люди, которые были везде, во всем мире, но никогда не были в Торжке. В наших экспедициях можно встретить ученых, учителей, дизайнеров, фотографов, медиков, известных журналистов. ВИП-аудитория в плане интеллекта и интересов по всем параметрам. И они дают очень хорошую обратную связь.

– Людям не хватило Торжка?

– Да! Они возвращаются и привозят с собой друзей! Буквально осенью была девушка, участвовавшая в первой экспедиции, состоявшейся в марте 2016-го, и она привезла с собой еще трех человек!

Вернусь к нашей истории. На первой экспедиции в марте 2016 года было куплено всего два билета. До экспедиции неделя, а у меня только два человека! Я спрашиваю друзей: «Что делать?»  Они говорят: «Бери сотрудников, свою бизнес-команду, и выезжайте на корпоратив». Я кинула клич, и четыре человека сразу записались, причем с семьями. Так мы набрали группу.

В апреле было больше купленных билетов, в мае – еще больше. То есть все происходило не быстро, группы я разбавляла сотрудниками, чтобы никому обидно не было (у нас в компании тоже прошел слух, что очень интересные поездки получились).

Дело в том, что я очень люблю Торжок, он меня очень вдохновляет, у меня с ним особая связь. И, видимо, я так рассказываю, что это передается людям, и они тоже вдохновляются. Это личная история, которую я передаю нашим туристам.

 

Ищем новые интересности

– Обычный туризм – это большой автобус, люди остановились в Завидове, остановились в Твери, приехали в Торжок, побегали час, пофотографировались и отправились дальше. А как это устроено у вас?

– У нас всегда подача через личностную призму – мою, тех людей, которых я приглашаю раскрыть свои темы. Это, например, историк Игорь Кондратьев, археолог Наталья Сарафанова, краевед Сергей Мокшев и не только. Они рассказывают о Торжке древнем. Моя часть – раскрыть современность, показать, что город живет, что мы в нем родились и хоть уехали, но вернулись, чтобы сделать из Торжка туристическую Мекку, чтобы туризм стал здесь градообразующей отраслью.

Наши экспедиции – не сказать, что очень прибыльны (хотя прибыль, разумеется, приносят). Основной смысл наших экспедиций – пиар города. Мы подаем Торжок под тем соусом, который считаем нужным. Это не просто старинный город, мы наделяем его своей начинкой – авторской, человеческой.

Большие автобусные экскурсии, как правило, это «перевозка тел в пространстве», из пункта А в пункт Б, и какой-то познавательный рассказ, это сопровождающий. Мы делаем маленькие автобусы, если набирается много народа – делаем два автобуса, которые ездят независимо друг от друга. Иначе просто не чувствуешь людей, а они – тебя и город.

– Для большинства Торжок – это точка на дороге Москва – Санкт-Петербург, современность таких городов мало кому известна.

– Про такие города знают, что там дороги плохие, поесть негде… А Торжок многогранен, как и любой город, в нем есть разные реальности. И мы показываем свою реальность, которую начинают видеть наши туристы. Для нас Торжок – современный древний город. Он современный по сознанию, в нем живут современные новоторы, которые хотят развивать его в том числе в международной рамке.

Получается, что туризм, «экспедиции в Торжок» – это инструмент, средство, с помощью которого мы развиваем город. Если бы мы видели, что здесь, условно, самое перспективное – сельское хозяйство, мы развивали бы сельское хозяйство. Если бы перспективы города были в металлургии – надо было бы делать тут металлургию. Но потенциал Торжка – в туризме, и мы бьем в эту точку.

Если бы мы были только «про туризм», мы бы, вероятно, выстраивали путешествия, как обычная туркомпания, возили бы туристов в Кострому, Новгород и так далее. Мы же говорим, что наша цель – Торжок и окружающие его районы (например, мы начали ездить в Старицу).

– В чем изюминка вашей работы, вашего показа Торжка?

– Мы вынуждены в хорошем смысле все время искать в городе какие-то новые интересности. На пустом месте мы их не создаем, но они часто такие полузакрытые, непопулярные, их надо вынести на свет.

Например, гостиница Пожарских – там практически ничего не происходило, а теперь они делают для нас мастер-класс по изготовлению силуэтных портретов (это был самый дешевый способ оставить о себе память до изобретения фотографии). Или вот: в Торжке жил знаменитый наивный художник Петр Лебедев, мастер уровня французского примитивиста Анри Руссо. Он всю жизнь работал прорабом на стройке, прошел революцию, войну. Три его работы его племянница передала в музей, и там их обнаружили специалисты.

В апреле наша экспедиция едет в институт льна. Раскрываем тему льна: там работают очень классные люди, настоящие энтузиасты своего дела. Мы уже забыли, как красиво цветет лен, красивейший васильковый цвет! И здание, где находится институт льна, уникальное: когда-то это был богатый особняк, а внутри сейчас микс дореволюционного и советского Торжка.

Еще одно уникальное место – училище, где готовят золотошвей. Училище было создано на несколько десятков лет раньше, чем фабрика, там хранят секреты мастерства с XVIII века. И траектория развития там совсем другая, чем у фабрики. Выпускники могут работать художниками, вести уроки рисования в школе. Мы зайдем в мастерские училища, погрузимся во всю глубину золотошвейного промысла Торжка, в наглядные технологии вышивки. Вообще, наш подход подразумевает, что мы идем вглубь, ищем новые и новые особенности, раскрывающие Торжок.

 

«Делай, как я!»

– Идея создания городских сообществ – это прямое следствие такого подхода? Год назад мы присутствовали в самом начале – на стратегической сессии Торжка, инициированной городским сообществом. За этот год много сделано?

– Очень много. Понимаешь, «Экспедиция в Торжок»  – это наш бизнес-проект. Мы первые зашли таким образом на туризм в городе, но мы не хотим быть единственными. Нужно, чтобы в этот процесс вовлекались новые люди, присоединялись, копировали бы эту деятельность. Когда в 2015 году мы начали заниматься развитием туризма в Торжке, то увидели, как безынициативно относятся в малых городах к экспертам-чужакам. Здесь срабатывает другой пример: если сосед начинает делать что-то новое и это получается хорошо, вся улица начинает повторять удачный опыт. Глубинку надо развивать через копирование деятельности: «Делай, как я!»

– Вы – предприниматели, и, значит, во всем должны видеть практический смысл. Зачем вам нужны городские сообщества?

– Тот поток туристов, который мы хотим открыть в Торжок, на наших плечах не вынести. Туризм должен стать философией города, и для этого эту философию должны разделять многие и многие жители Торжка.

В наших городских сообществах многие хотят заниматься туризмом, но не только. У нас там много разных направлений, но они все равно смежные с туризмом. Например, занятия английским языком – это прекрасно, нам нужны переводчики, в Торжке жители должны уметь ответить на вопросы, заданные по-английски, показать дорогу, обслужить в кафе и магазинах. Или производство продуктов питания, например пастилы – туристам это очень интересно. Старинная игра «Кила», которую развивают наши энтузиасты, это тоже средство привлечения туристов через организацию городских событий – турниров. Каждый человек в сообществе несет с собой идеи, которые можно раскрутить и сделать еще одним украшением города, темой новой экспедиции. Без городского сообщества никак. Люди Торжка – большой ресурс.

– Идея парка на ручье Здоровец пришлась новоторам по душе, но зима прервала проходившие там мероприятия. Оживет ли Здоровец с весной? Нашли ли вы понимание с администрацией города? И что еще запланировано на этот год?

– В администрации Торжка долго не верили, что в городе есть горожане, которым нужно пространство для лекций, общения, мастер-классов. Они были убеждены, что жители города – тоскливые жалобщики, такие, которые приходят к ним на прием. Но понятно, что к ним и к нам идут с разными целями и в разном настроении, и даже разные горожане. К нам в городские сообщества приходят не те, кому чего-то не хватает, а те, кто хочет чем-то поделиться с окружающими, совместно выстроить новые направления. Мы живем в одном городе, но это разные реальности.

В этом году на Здоровце мы хотим продолжить совместно работать над организацией пространства и сделать деревянные настилы, навесы и веранду с простым кафе и местами для отдыха. Появились люди, которые готовы вложиться в этот проект и продавать там свой домашний мед, сбитень, пироги, пастилу, чай и другие вкусности для туристов и жителей. Мы сейчас описываем концепцию. Парк на Здоровце, ровно год еще не существовавший в сознании горожан и власти, вошел в перечень мест для благоустройства. Всего пять мест – и среди них Здоровец!

Кроме всего прочего, я вхожу в самую гущу предпринимательского сообщества  бизнес-школы «Сколково», и мы  уже начали проектировать конкретную  программу по городам для предпринимателей. Наши предприниматели хотят и могут становиться развивателями городов и мест, но сначала им надо запустить мышление в многоярусном пространстве города, что и будет делать программа.  Они способны объединить бизнес и территорию. Так что скоро в «Сколкове» появится программа по городам, импульс которой был дан в том числе городом Торжком.

Беседовала Мария Орлова

72 0
Лента новостей
Прокрутить вверх