Геленджик – Тверь: перспективы развития. Эксперты журнала «Умное производство» посетили «Гидроавиасалон-2018»

11.09.2018, 14:06

На территории испытательно-экспериментальной базы ТАНТК имени Г.М. Бериева в Геленджике завершился «Гидроавиасалон-2018». Ключевой темой в этом году стала цифровая трансформация промышленности. Редакция журнала «Умное производство» и газеты «Караван+Я» посетила мероприятие.

В Завидове было больше практики и конкретики

Во многом это был бенефис нового заместителя министра промышленности и торговли РФ Олега Бочарова. Он, как мне показалось, великолепный оратор и организатор – вполне ясно сформулировал цели мероприятия. Бочаров намерен найти 100 лучших промышленных экспертов, которые осуществили бы цифровую трансформацию российской национальной промышленности. В общем-то, все происходящее мне напомнило наш форум «Умное производство», который мы организовывали с Радиславом Бирбраером в 2010 и 2011 годах в Завидове Тверской области. Тема та же и атмосфера та же, связанная с близостью резиденции президента.

Разница в нюансах. Сейчас это мероприятие организует крупный федеральный чиновник, а тогда частные люди, хотя и при поддержке Минпромторга и тогдашнего руководителя комитета по безопасности Государственной думы Владимира Васильева (сейчас он руководит Дагестаном). Тогда в Завидове, честно сказать, по сравнению с сегодняшним днем в Геленджике, было больше практиков и больше конкретики. Заметно, что сменилось поколение и новые люди пытаются что-то понять в назревшем вопросе создания умных фабрик. Пытаются создать новый глоссарий. Пока просто старые понятия называют новыми словами, в основном англицизмами. Все говорят в конгресс-центре о цифровых двойниках. Эти слова впервые я произнес, кажется, лет 15 назад, но тогда это было из разряда управления сложностями (это была цифровая модель умного завода). Возможно, это слишком сложно для нового поколения, которое на заводах не работало.

Сегодня в Геленджике все выступившие эксперты понимают под цифровым двойником что-то несуразное – вроде алгоритма распознавания образов средствами математики нейросетей. Это современная интерпретация математической лингвистики, которую мы изучали в курсе кибернетики. Просто такая игрушка, этакий симулякр, который вряд ли имеет практическую пользу.

Сама же идея Олега Бочарова очень сильная! Он пытается вызвать синергию за счет создания вокруг себя проектного хаба (моя терминология) из 100 лучших индустриальных экспертов и так избавить российскую промышленность от родового проклятия технологической отсталости и вторичности. Желание похвальное, тем более сейчас самое время ставить такие задачи.

Наши эксперты журнала «Умное производство» давно изучают антропологические принципы возникновения синергии. Наиболее интенсивные исследования в этом направлении ведут мои единомышленники в Твери. Можно только сказать Олегу Бочарову, что 100 человек будет недостаточно. Слишком мало. Синергия не возникнет. Людей нужно на порядок больше, и нужны специальные антропологические приемы, чтобы ее вызвать. Но это особая тема. Это вообще тема создания искусственного интеллекта, в котором фактически разбираются в РФ едва ли пара человек, но говорят все.

 

Неожиданные встречи

А вообще для меня лично салон удался, я приобрел несколько очень полезных знакомств. Там были еще несколько очень интересных круглых столов. Например, заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности Андрей Спорков вместе с владельцем проектного института «АДМ СпецРТ» Андреем Абрамовым провели интересную дискуссию о BIM-стандартах для особо сложных промышленных объектов. Жаль, что представители Минстроя не прибыли – все вопросы были бы решены. Возможно, они не смогли приземлиться. Была ужасная гроза, иногда на панельной дискуссии казалось, что сам Посейдон стучит кулаком в крышу конгресс-центра.

Кстати, самолет руководителя «Роснефти» Игоря Сечина и вице-премьера Юрия Борисова (нашего земляка, уроженца Вышнего Волочка Тверской области) вынужден был уйти на аэропорт Ростова-на-Дону. Хотя Анатолий Сердюков, теперь он директор по авиационному кластеру «Ростех», как-то смог приземлиться. В общем, Олег Бочаров молодец!

В Геленджике на «Гидроавиасалоне-2018» неожиданно встретил сенатора от Тверской области Андрея Епишина. Он сейчас в Совете Федерации создал группу поддержки авиации и авиационной промышленности. Обсудили вопросы развития высокотехнологичной промышленности в Тверской области. Если получится, то случится большая польза для региона. И конечно, нужна региону полноценная техническая высшая школа.

Здесь же встретил Бориса Титова, уполномоченного по правам предпринимателей. В этом году в ходе его президентской кампании мы уже виделись в гостях у Дмитрия Зеленина в дер. Чукавино под Тверью, где катались на собачьих упряжках. Я там ему подарил нашу книгу по территориальному маркетингу «Пособие для будущего президента», которую мы написали с Марией Орловой. Президентом России в этот раз Борис не стал, но, может, в следующий раз повезет? Какие его годы?

Коротко поговорили о винах. Его SVL Group владеет ОАО «Абрау-Дюрсо», шампанским домом Chateau d’Avize у Moеt & Chandon. Наверное, впервые в Геленджике попробовал их вино. До этого у меня к ним было стойкое предубеждение, как и ко всем российским винам. Скажу вам, что я переменил мнение. В премиум-классе Борис может делать настоящее вино.

 

Рай для туристов

Приятно удивлен Геленджиком. Российское побережье и не отличить от обычных средиземноморских городков, в которых мне так нравится атмосфера. Похоже, сюда стали возвращаться понтийские греки, поэтому и гостиницы, и кухня здесь слегка стали напоминать Грецию. Только блюда еще больше, чем в Греции, а цены в два раза ниже. Для туристов просто рай.

Однако иностранцев практически нет, поэтому нет и очарования космополитичного мира. Правда, это компенсируется тем, что все вывески на кириллице и все говорят по-русски. Кстати, удивляюсь, что нет туристов из Европы. Они умеют считать деньги, и здесь их должно быть сейчас бы много. Тем более местные жители жалуются на уменьшение турпотока из России в связи с открытием Крымского моста.

Думаю, что мы, как обычно, страдаем от излишней централизации. Как сюда добраться туристу из Варшавы или Хельсинки? Только через Москву? Были бы прямые рейсы из Европы – были бы и иностранные туристы. И конечно, традиционно власти не умеют рекламировать территории. Не умеем мы жить в открытом мире и извлекать из этого пользу?

Но все же поездка в Геленджик настраивает на оптимистический лад.

Геннадий Климов

24 0
Лента новостей
Прокрутить вверх