Тверь: геноцид трамваев. Илья Варламов – о транспортной политике в городе и мире

02.10.2018, 14:08

Последний в Твери трамвайный маршрут N№ 5, судя по всему, доживает последние дни. Рельсы доведены до такого состояния, что на некоторых участках скорость ограничена до 10 км/ч. Известный блогер урбанист Илья Варламов написал пост о судьбе трамвая в Твери и призвал жителей донести эту простую, но чрезвычайно важную информацию до мэра Алексея Огонькова. Учитывая несамостоятельность главы города, мы также обращаемся к губернатору Игорю Рудене. Игорь Михайлович, почитайте, пожалуйста, как это делается в цивилизованных городах. Итак, публикуем текст Ильи Варламова.

Российские города часто напоминают фантастический фильм про постапокалипсис: среди разрушенных улиц, убитой экологии, серых домов и луж ходят люди в свете умных девайсов. В таком мире довольно интересно искать артефакты прошлых цивилизаций, которые жили в гармонии и умели управлять городами. Один из таких артефактов – трамвай.

Трамвай для России сегодняшнего дня – непонятный кусок железа, который как-то ездит, возит людей, но никто не понимает его значения и возможностей. В отличие от автобусов и тем более маршруток запас прочности у трамвайных систем громадный, но сегодня он подходит к концу: десятилетия варварства и угнетения дают о себе знать.

Геноцид электротранспорта в России – это не выдумка урбанистов, а повседневная реальность. Каждый год в наших городах закрываются трамвайные и троллейбусные системы. Происходит это прежде всего потому, что крепкие хозяйственники не имеют представления о том, каким должен быть современный общественный транспорт, и не знают, что делать с наследием более развитой цивилизации. Кстати, скоро сделаю для вас карту России с городами, разбазарившими свои трамвайные и троллейбусные сети, и мэрами, при которых это произошло. Страна должна знать своих героев!

Сейчас активно говорят о закрытии трамвая в Твери и переобучении водителей в кондукторы. Ранее из-за аварийного состояния рельсов там уже ввели ограничение для вагонов в 5 км/ч. на большей части маршрута, а некогда огромную сеть сократили до единственного маршрута. Что о таком варварстве скажут наши потомки?

 

Плюсы трамвая

Экологичность, ламповость и другие внешние признаки все знают, но есть более важное достоинство трамвая – масштабируемость!

Если у вас по улице едут 100 машин и нет пробок, то при росте города машин может стать 200 и больше – лучше от этого никому не станет. У нас с пробками пытаются бороться методом «еще полоса, и все поедет», хотя эффект всегда один и тот же: рост числа машин – и снова пробки. Поэтому личный автомобиль идет на последнем месте в транспортной иерархии городов по всему миру: машины везут крайне мало людей, занимают слишком много места и в итоге создают пробки.

Если взять ту же ситуацию, но представить трамвай вместо кучи машин, то можно просто прицепить еще один-два вагона и вывезти всех людей с комфортом без ухудшения положения жителей. Не придется даже нанимать новых водителей! Поэтому мегаполисы всего мира возвращают трамваи на городские улицы: это дешевле метро, но позволяет в прямом смысле вывозить новые районы города без ухудшения экологии и транспортной ситуации.

 

Проблемы

Трамвай сам по себе не очень сложное изделие, но сделать хороший трамвай для пассажиров – задача сложная и муторная. Содержать вагоны исправными, следить за рельсами и вовремя платить за электричество – малая часть большой работы. Сделать движение стабильным и независимым от пробок, соблюдать небольшие интервалы, вводить удобные билеты с бесплатной пересадкой, создавать безопасные платформы и многое другое – задачи административные, но не менее важные.

В Твери не смогли сделать минимум и хотя бы сохранить рельсы – при высокой скорости трамваи уходят в дрифт и начинают прокладывать свои собственные пути. Естественно, это небезопасно для всех вокруг.

Прошлый мэр города с командой нашел силы и средства для реанимации трамваев в 2015 году: был экстренно проведен ремонт путей, обновлены вагоны двух маршрутов, ситуация вроде стала налаживаться и появился свет в конце туннеля, но… политическая стабильность закончилась. Нынешнему руководству города и области интереснее заигрывать с маршрутками (это тупиковый путь). В этом году чиновники уже пытались закрыть движение трамваев, но испугались общественного резонанса перед выборами. Зато относительно новые вагоны уже давно не выпускают из депо: боятся добить технику и не продать ее другим городам.

Если десятилетиями не обращать внимания на вопросы содержания и обновления, то к критическому моменту счет за прошлые ошибки получается внушительным. По предварительным расчетам, только на экстренные восстановительные работы вдоль единственного маршрута нужно около 300 миллионов рублей. Деньги большие, но при помощи областного бюджета реально привести пути в порядок года за три.

 

Будущее

Нам мало просто заменить рельсы и подлатать контактную сеть! Жители города достойны большего, чем безопасный трамвай посреди пробки! Как минимум нужно делать обособление путей и приоритет на перекрестках. Против этого выступают полицейские и внутренние скрепы отдельных чиновников, но никто не мешает устроить ремонт покрытия путей лет на пять, а после незаметно засеять их травой – к быстрому и надежному трамваю успеют привыкнуть за это время.

Зависимость от путей есть у электричек и поездов метро, но трамваи ходят по улицам, и тут есть свои риски – с ними нужно уметь работать. Когда машины перестанут лезть под колеса, то неожиданно снизится число аварий и простоев, можно будет делать нормальное расписание. Сами по себе трамваи ломаются крайне редко, хотя держать аварийную службу и бригаду ДПС для оперативного запуска движения все равно придется. В мире есть множество удачных практик для решения вопроса простоя трамвая. Лучше всего за опытом ехать в Прагу, где при минимальных вложениях сумели круто развить потенциал трамвая.

Пассажиры не должны выходить под колеса машин. Сегодня тверские трамваи ждут красного света на перекрестках и лишь потом открывают двери – это лютый маразм! Платформы успешно делают по всей России, но в Твери чиновники считают платформы опасными для людей: якобы в них может провалиться нога. Выход на капот машины – норма, а платформы по всем стандартам опасны. В Твери явно что-то пошло не так.

Когда будет разогнано транспортное управление города, с улиц уберут маршрутки. Они дублируют трамвай и в прямом смысле забивают гвозди в его гроб – люди уходят, в трамваях остаются бабушки и полтора платных пассажира. Когда трамваи будут ходить надежно и быстро, нужда в маршрутках отпадет и нужно будет делать трамвай прибыльным.

Тверь достаточно настрадалась за последние годы. Если с ее улиц исчезнет трамвай, то город лишится возможности возродиться в ближайшие лет 30: рост будет ограничен пробками и маршрутками. Пока еще есть шанс возродить трамвай и сделать его транспортным каркасом города, но вот построить современную систему с нуля у нас не получится: уровень варварства слишком высок, до таких технологий нам еще долго расти.

Тверь – отличная модель российского города, который на наших глазах превращается в город для автомобиля. Я часто даю вам сравнить двор без машин с обычным двором, и пока не было никого, кто выбрал бы для себя двор-парковку. Даже некоторые застройщики уже начали понимать, что у людей появился запрос на качественную городскую среду. Но наши чиновники и гаишники в это верить упорно не хотят. Сегодня они обслуживают интересы автомобилистов, забывая, что автомобилисты тоже прежде всего являются пешеходами. А для перевозок пешеходов в современном городе лучше всего подходит общественный транспорт – такой как трамвай. Вместо реконструкции старых и создания новых трамвайных сетей отряды крепких хозяйственников расширяют дороги и выпиливают трамваи из города, усугубляя положение всех его жителей.

Спасибо Аркадию Гершману за помощь с постом.

Илья Варламов

 

 


 

Судьбу трамвая в Твери решит комиссия в октябре

Редакция «Караван+Я» попросила Артура Сычева, депутата Тверской городской думы и директора муниципального транспортного предприятия, прокомментировать пост Ильи Варламова о «геноциде трамваев» в Твери:

– Говорить о ликвидации трамвайной сети в Твери пока рано. В октябре комиссия должна изучить состояние рельсов, результаты будут обсуждаться, и на их основе будет принято решение. Конечно, приоритетным для нас является вопрос безопасности пассажиров. Может быть, это некорректное сравнение, но все мы помним, к чему привело пренебрежение безопасностью в Кемерове, в «Зимней вишне». И все же делать какие-либо выводы сейчас бессмысленно, нужно ждать заключения экспертов.

Что касается распространяемой информации о планируемом переводе рабочих с трамвая на троллейбусы, о переобучении персонала, то это часть подготовки к худшему сценарию. Мы все-таки должны быть готовы ко всему и сделать так, чтобы люди не остались без работы.

Позицию Ильи Варламова о том, что трамвай необходим городу, я полностью разделяю, я всеми руками за это. Но на восстановление только пятого и одиннадцатого маршрутов необходимо не меньше 1 миллиарда рублей. Это обсуждалось с губернатором в рамках проекта «Тверь Сити». Опять же если говорить о восстановлении трамвайного сообщения, то я за то, чтобы делать его не таким, каким оно было, а каким оно должно быть в соответствии с современными тенденциями. Здесь нужно рассматривать возможность включения в федеральные программы.

Повторюсь, судьба тверского трамвая еще не решена, мы ждем комиссии в октябре.

 


 

Три кита Вены: метро, трамвай и автобус

Главный редактор межрегионального журнала «Бизнес Территория» Мария Орлова взяла эксклюзивное интервью у мэра Вены Михаэля Людвига, вступившего в должность в 2018 году. По версии The Economist, Вена вошла в пятерку самых комфортных для жизни городов мира. Полный текст интервью с Михаэлем Людвигом скоро будет опубликован в «Бизнес Территории», а пока процитируем эпизод, касающийся общественного транспорта.

– Венский трамвай знаменит во всем мире. Каковы преимущества этого вида транспорта, от которого почему-то отказываются в российских городах?

– Мы хотим, чтобы венцы совершали 80% своих поездок на общественном транспорте, на велосипеде или пешком. Трамваи имеют давнюю традицию в нашем городе. Первый электрический трамвай возил людей по улицам Вены еще в 1897 году. Сегодня трамваи по-прежнему являются очень популярным видом транспорта, в прошлом году 306 миллионов пассажиров использовали трамваи для своих поездок по городу.

Трамваи имеют много преимуществ. Они имеют выделенные пути, им не страшны городские пробки; они движутся над землей и обеспечивают лучший контакт с городом, чем метро. Трамвай вмещает 200 пассажиров – больше, чем в автобусе. Это также экологически чистый вид транспорта. И с финансовой точки зрения городу гораздо дешевле расширить сеть трамваев, чем развивать сеть метрополитена. Однако в целом Вена опирается на сочетание всех трех видов транспорта: метро, трамвай и автобус.

 

Трамвай – это еще и туристический аттракцион

Основатель газеты «Караван+Я» Геннадий Климов проводит отпуск в Лиссабоне, и вот что он сообщает о португальских трамваях:

– Пока в Твери ликвидируют самый первый в России трамвай, сегодня целый день катался в Лиссабоне на трамвае. Здесь это просто туристический аттракцион, который приносит солидный доход муниципалитету. Билет стоит около 150 рублей, и везде переполненные салоны. Все, что надо знать об устройстве мозга наших и европейских начальников: у наших его нет, а у западных коллег мозга немного есть, поэтому они богатые, а у наших никогда нет денег.

50 0
Лента новостей
Прокрутить вверх