Зрителей свели с ума

19.02.2019, 13:45

15 февраля в Тверском театре юного зрителя показали «Записки сумасшедшего». Это второй спектакль в рамках проекта «ТЮЗ. Москва. Транзит», который реализуется совместно со столичным проектом «Театр. Малые формы».

«Записки сумасшедшего» режиссера Моники Добровляньски – это психологический триллер с элементами иронии, в котором совместились одноименное произведение Николая Гоголя и книга Светланы Алексиевич «Время секонд-хенд». В главной и единственной роли – известный российский артист, официальный «злодей» российского кино («Молодежка», «Маргоша», «Битва за Севастополь» и др.) Анатолий Кот.

Моноспектакль – это сложная задача, каждый зритель следит за актером, из роли нельзя выйти даже на секунду. К тому же в этой постановке все минимально: неяркие декорации в виде стола с канцтоварами и лестницы-стремянки, видеопроекция с нарисованной комнатой, офисом, улицами и т.д. Но Кот справился со своей ролью на сто процентов, он передает всю палитру эмоций персонажа.

Герой появляется на сцене с радостными криками «Свобода!». Но именно эта мифическая свобода и сводит его с ума шаг за шагом. Он вырос и жил при коммунизме, а теперь перестройка, гласность, «Лебединое озеро» по телевизору,  вместо банок березового сока на полках магазинов огромное количество товаров…

Поприщин в исполнении Анатолия Кота оказывается офисным планктоном, который постоянно переживает из-за распада СССР. Он не понимает нового мира, с каждым днем все больше сходит с ума, даты и мысли в его «Записках сумасшедшего» путаются. Зритель тем временем начинает немного сходить с ума вслед за героем. Стремянка, золотая фольга, стаканчики – предметы, которые неожиданно рисуют яркие образы. Трагедия маленького человека постепенно перерастает в трагедию целого поколения.

Особенно ярка сцена, где уже окончательно сошедший с ума герой шагает по фантасмагорическому Невскому проспекту в мантии из золотой фольги, а несуществующие люди наступают на его мантию.

«Не дай вам бог жить в эпоху перемен!» – цитирует Поприщин в одной из сцен китайскую мудрость. И наверное, это одна из основных мыслей постановки, которую хочется увидеть еще раз, чтобы вынести из нее что-то новое.

Екатерина Смирнова

55 0
Лента новостей
Прокрутить вверх