Дмитрий Судаков рассказал в Твери, как выбрать профессию будущего

02.04.2019, 11:47

«На самом деле машина времени давно изобретена. Только пока скорость ее работы совсем небольшая – 60 минут в час», – с этой парадоксальной мысли Дмитрий Судаков, создатель «Атласа новых профессий», начал свое выступление в лектории «Живое слово». Встреча происходила в зале «Кванториума», так что дети в полной мере ощутили футуристические вещи, о которых говорил лектор. «Караван» зафиксировал основные тезисы этого яркого выступления.

– Когда я был в вашем возрасте, было интересно. Появлялись новые фотоаппараты-мыльницы, – вспомнил Дмитрий Судаков. – Они тогда были еще пленочными. Мы пленку проявляли, получали на руки распечатанные фотографии. А потом появились цифровые фотоаппараты низкого качества. Тогда говорили, что пленочные аппараты никогда не вымрут. Вот и фирма «Кодак» не спешила перестраиваться на современный лад. Где она сейчас?

Порой детям кажется, что достаточно посмотреть, чем занимаются их родители, и начать делать то же самое. Однако мир меняется стремительно и требует от человека новых навыков. При этом не стоит бояться будущего – оно не за горами, а происходит прямо на наших глазах:

– Вы хотите знать, какое оно, это будущее? Я вас растрою. Будущего нет. Мы обречены жить в настоящем.

Это работа или стиль жизни?

Дмитрий описал огромное количество плюсов в стремительно развивающемся мире. В качестве примера он привел наиболее важную отрасль – медицину. Принимая во внимание то, что количество таблеток с каждым годом увеличивается, велика вероятность, что скоро мы сможем персонально под каждого человека подбирать лекарства.

Есть мнение, что робототехника вытеснит человека с его рабочего места. Однако спикер опроверг эту мысль и был более чем убедительным. Некоторые профессии действительно исчезнут, особенно это касается работяг на тяжелом производстве, однако потребуется огромное количество новых специалистов. Также он отметил, что производство меняется и скоро мы сможем управлять краснодарским заводом, сидя в Твери.

Дмитрий привел данные статистики. В среднем в мире 80% людей считают, что искусственный интеллект нас убьет. В России больше оптимистов: 60% полагают, что искусственный интеллект – это здорово. Кинематограф учит нас его бояться, однако, как заверил спикер, опасения излишни.

Буквально лет пять-шесть назад разговоры про 3D-печать воспринимались иронично. Люди не верили, что такое возможно. Сейчас китайцы способны на 3D-принтере за неделю распечатать целый поселок. Более того, машина работает не только в десять раз быстрее, но и аккуратнее, чем человек.

Дмитрий Судаков подметил тенденцию: меняется характер работы и само отношение к ней.

– Вот сейчас я работаю, общаясь с вами, или просто приятно провожу время? Мне самому сложно ответить на этот вопрос.

Если раньше все приходили на работу в конкретное место, трудились с 9:00 до 18:00 с перерывом на обед, потом приходили домой, и только тогда начиналась жизнь, то сегодня мир позволяет делать все иначе. Теперь нет четкой грани между работой и стилем жизни, часто есть возможность совмещать работу с путешествиями. В офисах ведущих компаний устраивают креативное пространство. Современным работникам все меньше приходится наблюдать серые унылые офисы.

Не тратьте время на скучные вещи

Должна ли работа нравиться? Дмитрий Судаков считает, что однозначно да.

– Важно найти то, что вас цепляет. Пусть ваш выбор остановится на том, чем вы действительно хотите заниматься.

Помимо этого совета, спикер дал ребятам и другие рекомендации по выбору профессии.

– Не бойтесь ошибаться. Вам нужно быть готовым, чтобы что-то менять. Если бы Христофор Колумб не ошибся, то не открыл бы Америку.

– Вам нужно думать о том, как попасть в счастливое будущее. Будьте готовы, что ваш маршрут придется корректировать.

– Вам стоит научиться договариваться. Почему в Москве пробки? Из-за того, что никто ни с кем не договаривается, город два раза в день стоит. Те, кто умеет договариваться, чувствуют себя комфортно.

– Путешествуя в будущее, нужно взять с собой хороший багаж. Я имею в виду знания.

– Учитесь управлять вашим вниманием. Мы с радостью отвлекаемся на что угодно: на пришедшее сообщение, звонок друга, не можем долистать ленту в «Инстаграме».

– Мир сложный и технологичный. Вам понадобятся цифровая грамотность и системное мышление.

– Чем больше языков вы знаете, тем лучше.

– Будущее будет создаваться вами, если вы будете менять мир вокруг себя. Поэтому вам нужно научиться собирать команду. Начинайте сегодня. В одиночку тяжело. Команда – это ваш близкий соратник. Возможно, ваш сегодняшний одноклассник завтра будет с вами плечом к плечу.

– Не занимайтесь теми вещами, которые вызывают у вас тоску. Сосредоточьтесь на том, что заставляет сердце биться сильнее. И не бойтесь что-то менять. Не исключено, что за свою жизнь вы раз пять поменяете профессию.

Школа – это зло?

Отдельная тема была посвящена школам. По словам Дмитрия, школа делает страшные вещи:

– Она поддерживает индивидуальные оценки, в то время будущее твердит: важно умение работать в команде. В будущем нам пригодится творчество. Но школа говорит, что нужно учиться по одним и тем же правилам. Будущее цифровое, а школа говорит – запретить смартфоны! Самое страшное, что делает школа, – это наказывает за ошибки. Неправильно решил – получи двойку. Но ведь во время обучения ошибок не избежать. И мы быстро запоминаем, что, когда мы учимся, нас наказывают. Поэтому ребенок думает: «Когда же это кончится? Когда я, наконец, стану взрослым и перестану учиться?». И это самое страшное, что делает школа с человеком. Поэтому самое главное, несмотря на все «прелести» школьной программы, воспитать в себе радость к учебе.


 

Устаревающие профессии

На сайте «Атласа новых профессий» опубликован список устаревающих профессий на горизонте 2013–2030 годов. Мы публикуем этот перечень, однако сам Дмитрий Судаков подчеркнул на лекции: не нужно воспринимать эту информацию как рекомендательную. Если вы хотите быть бухгалтером, то вы можете стать очень крутым профессионалом, востребованным на рынке труда. Пусть эти прогнозы не ограничивают ваши планы.

Устаревающие интеллектуальные профессии: бухгалтер, сметчик, менеджер по кредитам, статистик, стенографист/расшифровщик, копирайтер, корректор, бильд-редактор, монтировщик декораций, библиотекарь, документовед/архивариус, турагент, испытатель, дублер/каскадер, юрисконсульт, нотариус, банковский операционист, маклер/риелтор, экскурсовод, аналитик, журналист, спортивный аналитик, референт, переводчик, оператор государственных услуг, логистик, диагност, системный администратор, диспетчер, штурман, провизор.

Устаревающие рабочие профессии: билетер, вахтер, лифтер, парковщик, оператор кол-центра, почтальон, высокопрофессиональный сельхозработник, курьер, смотритель зала в музее, машинист товарного состава, инспектор ДПС, охранник, горняк, шахтер, фасовщик, варщик, бурильщик, прораб, работник транспортного терминала, швея, носильщик, бетонщик, работник химчистки, официант, тренер.


Главное, чтобы было интересно

Журналист, преподаватель Liberal Arts College РАНХиГС Ксения Лученко рассказала на своей странице в «Фейсбуке», что она отвечает родителям на вечный вопрос: «А кем будет работать мой ребенок?»

«Я давно уже говорю, что на родительских собраниях и днях открытых дверей мне хочется каждому (каждой, если уж честно) выдавать по бутылке вина и визитке психотерапевта. Но мне уже самой пора нервы лечить, конечно. В конце концов, это просто работа, не надо так вовлекаться.

Вчера. Стопиццот мам задают один и тот же вопрос: «А кем она будет работать, если пойдет на вашу программу? а кем он будет? а сколько она будет получать?»

Я стандартно повторяю свои мантры: «Если вам кто-то уверенно скажет, где ваши дети будут работать после бакалавриата, вам точно врут. Все меняется, новые компетенции возникают каждый день, важно ориентироваться, я могу только сказать про то, что они будут учить, как и зачем, кто будет преподавать. Я сама не знаю, кем буду, когда вырасту. Очень важно, чтобы им было интересно эти четыре года. Есть вот еще магистратуры, там уже понятнее, майнор можно взять, если сомневаешься, нужно уметь адаптироваться и применять навыки, софт-скиллз…»

Нет, не слышат, очередная мама с глазами-блюдцами от волнения третий раз полушепотом:

– Скажите, а кем он будет? Вот он?

Стоит прыщавый-кучерявый подросток, похож на собирательный образ Тиминого одноклассника.

– Слушайте, а почему будет? Он у вас вот есть.

– ???

– Вот вы с ним живете, вы знаете, кто он у вас есть?

Сбежала. А потом будут говорить, что у нас сумасшедшие завкафедрами. Впрочем, это, кажется, плюс».

Дашун Самарина

26 0
Лента новостей
Прокрутить вверх