Альтернативное топливо

04.10.2011, 14:59

Современная человеческая цивилизация стоит перед одной из острейших проблем – энергетического кризиса. В настоящее время проблемы энергосбережения и внедрения новых энергосберегающих технологий актуальны как никогда

18 октября 2010 года постановлением администрации Тверской области была принята долгосрочная целевая программа Тверской области «Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области на 2010-2014 годы и на период до 2020 года», которая направлена на повышение эффективности использования энергетических ресурсов в Тверской области, а также на создание условий для успешного повышения энергоэффективности. Повышение энергетической эффективности в таких сферах, как транспорт, жилищный фонд, коммунальная инфраструктура, является приоритетной задачей программы. И сегодня уже приходит время собирать плоды.

 

ЖМИ НА ГАЗ

В настоящий момент в нашей стране стоит вопрос о переводе автомобильного транспорта с традиционного топлива на газ. По словам специалистов, к 2020 году предполагается, что четверть авто будет использовать газовое топливо. Привычные всем бензин и дизель будут играть второстепенную роль. В рамках нового проекта к 2015 году в Москве и Московской области появится пара сотен газовых АЗС, на метан переведут грузовики и автобусы. Дело осталось за малым: необходимо утверждение соответствующей госпрограммы.

Непосредственное участие в проекте намерен принять «Газпром». Он предлагает изменить законодательство с целью обеспечить перевод автомобилей на газовое топливо.

Кроме того, будет создано новое законодательство по энергосбережению, а также разработаны федеральные целевые программы по использованию автогаза на сельскохозяйственном, муниципальном и строительном городском транспорте. Первым шагом должно стать принятие закона «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива».

Примером такого проекта для России может быть Республика Беларусь, там на газе ездит львиная доля автопарка этой страны. За последние годы мировой парк автомобилей на природном газе увеличился в 12 раз: на нём работают 157 видов автомобилей заводского исполнения. Это и внедорожники, и седаны бизнес-класса с солидным побегом. И те и другие «съедают» немало топлива, а значит и денег. В нашей стране это такие популярные марки, как ГАЗ, КамАЗ, автобусы ЛИАЗ. Казалось бы, мы вполне вписываемся в общемировую тенденцию, но цифры свидетельствуют об обратном. Согласно статистическим данным, Россия — страна, на которую приходится 40% добычи метана, занимает по его использованию в автомобильной промышленности только 26-е место в мире. Пропустив вперед такие страны, как Иран, с его богатейшими нефтяными месторождениями, Чехию, где к 2014 г. все чиновники пересядут на автомобили с метановым двигателем, и даже Малайзию, у которой этого газа нет вообще.

Между тем современное газовое оборудование поможет обеспечить ощутимую экономию при каждой заправке. К примеру, за литр 95-го в сентябре надо было отдать около 28 рублей, за метан в среднем — 12 рублей. Если авто потребляет на 100 километров примерно 20 литров, скажем, 95-го бензина, то это будет стоить вам 560 рублей. Если бы эта же машина была оборудована под газовое топливо, то расход составил бы примерно 25 литров, но сто километров обходились бы уже на 260 рублей дешевле.

В отличие от пропан-бутана, попутного газа, выделяемого при переработке нефти, метан — газ, добываемый из угольных пластов, не только дешевле, но и безопасней в эксплуатации. Выхлопы от таких двигателей минимальные, а значит и воздействие на окружающую среду тоже.

В настоящее время более 300 единиц тверских автомобилей работают на метане. Стремясь к экономии, на «метановые» двигатели перешёл весь общественный транспорт Конаковского района, да и многие тверские «маршрутки» предпочитают сегодня работать именно на этом виде топлива. Но уже в ближайшее время в Твери может наступить газовый коллапс. Почему? Ответ на этот вопрос красноречиво иллюстрирует ситуация, которая сложилась с метановыми газозаправочными станциями на территории северо-западного региона России. Из 19 таких станций сейчас осталось только четыре, одна из них — в Твери. А произошло это потому, что новый собственник производства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), высокотехнологичных газовых компрессорных станций, корпорация «Газпромнефть», судя по всему, никак не заинтересована в развитии рынка газомоторного топлива. Теперь и единственная метановая заправка в Твери, где ежедневно заправлялись более 250 единиц автотранспорта, также может прекратить свое существование. Допустить такого развития событий ни в коем случае нельзя, потому что это ударит не только по карману автовладельцев, но и затронет интересы всех жителей Твери и Конаковского района. Это может повлечь за собой не только очередное удорожание проезда в общественном транспорте и на маршрутных такси.

По этому поводу от Тверской городской думы в компанию, которой принадлежит метановая заправка, было направлено письмо с просьбой не закрывать метановые заправки, также на совете было предложено открыть дополнительные заправки, это предложение было связано с тем, что, возможно, в Твери общественный транспорт переведут на метан.

 

ТОРФ – «ЗЕЛЁНОЕ» ТОПЛИВО

Одним из самых больших потребителей топлива в нашей стране является сфера ЖКХ. Между тем существенно сократить расходы на топливо сможет возрождение торфяной промышленности. Тверская область обладаем самыми большими запасами торфа в европейской части России. Именно поэтому Министерство энергетики РФ выбрало Тверской регион для реализации пилотного проекта биоэнергетического использования торфа. На сегодняшний день программа рационального использования торфа — одна из наиболее перспективных программ региона, тем более что в Тверской области есть для этого все необходимое. Во-первых, неисчерпаемые запасы торфа и сапропеля. Во-вторых, институт торфа при Тверском государственном техническом университете, научная база, лучшие учёные и специалисты России. Наконец, эти два «кита» соединяет и приводит в движение инновационная составляющая – в реализацию проекта приходит бизнес.  

 В Кимрском районе Тверской области вблизи месторождения Красный Мох был открыт современный автоматизированный завод ЗАО «Тверская топливно-энергетическая компания» по переработке торфа и изготовления биологически чистых торфяных брикетов. На сегодняшний момент на заводе действует одна линия по производству торфяных брикетов. Её максимальная производительность составляет 750 тонн в год. На 2011 год запланирован ввод второй линии, а в 2012 году будет введено ещё три линии. Следовательно, общий объём выпуска брикетов при работе пяти линий будет равен 35 тыс. тонн в год. Население Кимрского района уже сейчас покупает торфяные брикеты, в планах — отказаться от традиционного угля в пользу альтернативного биотоплива.

Возрождение торфяной промышленности Тверской области даст возможность использовать её торфяные запасы и обновлённый промышленный потенциал в качестве базы для стратегического топливного резерва Центральной России. Наращивание добычи сельхозторфа является единственным в настоящее время средством для сохранения плодородия почвы в крупнейшей области Нечерноземья.

Увеличение доли местного топлива даст значительный толчок к развитию малой энергетики на торфе, что весьма актуально для всех областей Нечерноземной зоны России и даст положительный опыт регионального природопользования.

Кроме того, в рамках реализации долгосрочной целевой программы Тверской области «Комплексная программа по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе Тверской области на 2010-2014 годы и на период до 2020 года» предусмотрены мероприятия по расширению использования местных топливно-энергетических ресурсов.

Перевод котельных на работу с использованием местных видов топлива может положительно сказаться на себестоимости тепловой энергии и позволит снизить энергозависимость муниципальных образований, улучшить экологическую ситуацию в районах.

В соответствии с действующим законодательством в период до 31 декабря 2012 года должно быть проведено обязательное энергетическое обследование теплоснабжающих организаций, по результатам которого будут получены объективные данные о состоянии оборудования, об объёме используемых энергетических ресурсов и разработаны мероприятия, которые позволят повысить энергетическую эффективность при выработке тепловой энергии.

Содействие в подготовке к переходу на местные виды топлива оказывает государственное бюджетное учреждение «Агентство энергоэффективности», а также  информационную поддержку по вопросам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе и по вопросу перевода котельных на местные виды топлива. За консультацией может обратиться любой житель нашего города.

Государственное бюджетное учреждение Тверской области «Агентство энергоэффективности»

Почтовый адрес: 170000,

г. Тверь, ул. Пушкинская, д.7.

Телефон: (4822) 39-01-31 

Елена ПАВЛОВА

18 0
Лента новостей
Прокрутить вверх