Как потерять культурное наследие

31.01.2012, 15:00

Галерея современного искусства «Аврора» находится на грани исчезновения. Эта история о том, что нужно делать для того, чтобы дело дошло до угрозы потери художественного наследия, обретённого годами тяжёлого труда.

С большим трудом обретая новое в сфере своей культурной жизни, Тверь продолжает нести сокрушительные потери. Робкие, неокрепшие начинания ещё не могут стать альтернативой – о них порой и знают-то три с половиной землекопа, а исчезни они, так, кроме землекопов, никто не расстроится. Но сердце сжимается за родной город, когда из него исчезают столпы, на которых держалась тверская культура и делала её представителей известной далеко за пределами Верхневолжья. Одной из таких потерь стал недавний уход из жизни Ларисы Польшиковой — известного искусствоведа, галериста, хозяйки галереи современного искусства «Аврора». Однако трагедия состоит ещё и в том, что, вслед за смертью Ларисы Ивановны, город может лишиться и галереи — дела всей её жизни и предмета гордости Твери.

        

«УВИДЕВ ТАЛАНТ, ОНА ВСТАВАЛА В СТОЙКУ»

Лариса Польшикова была одним из первых серьёзных галеристов в Твери. До того как полностью посвятить себя современному искусству, она много лет проработала художником на Тверском хлопчатобумажном комбинате. Но, поняв, что эти рамки ей тесны, она получила второе образование, защитила кандидатскую по теме «Теория и практика сюрреализма. Критический анализ» и стала известным не только в Твери, но и в столице искусствоведом.

В художественной культуре Твери Польшикова, безусловно, была персоной знаковой. Именно она открыла для тверских зрителей целый пласт тогда ленинградского, а позже петербургского неформального искусства. «Это талантливый искусствовед и художник, всю свою жизнь стремившаяся сломать стереотипы общественного представления о критериях прекрасного, о предназначении искусства», — так написала в некрологе о Ларисе Польшиковой её близкая подруга, заслуженный художник России, председатель тверского отделения Союза дизайнеров Наталья Эверт.

Женщина достаточно своеобразной внешности, Польшикова и в 64 года вела неравный бой с годами, и выглядела весьма эпатажно. Могла быть надменной, резкой, изъяснялась сложно, но с теми, кто  завоевал её доверие, была уважительна и приветлива. «Лариса была исключительной женщиной — экстравагантной, умной, всё знала о живописи, чувствовала художников кожей. Она, как гончая, вставала в стойку, увидев талант», — пишет о Польшиковой тверской журналист Елена Васильчук.

Двери галереи «Аврора» всегда были открыты, постоянными посетителями её были люди, далёкие от консервативной косности и провинциального апломба. Дом Ларисы Польшиковой, по воспоминаниям друзей, был дружелюбен не ко всякому, но если он впускал, то это были люди нестандартно мыслящие и открытые ко всему новому. Для многих, кто дружил и работал с ней, факт такого общения служил подтверждением репутации человека талантливого.

       

УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

Галерея «Аврора» отличалась от всех существующих и впоследствии возникших своим качеством, насыщенностью экспозиций, а кроме того, фирменным стилем, который Лариса Польшикова разработала сама. Она никогда не отрицала традиционной школы живописи, но имела свои приоритеты в искусстве и очень трепетно относилась ко всем авторам, которых привозила. В галерее выставлялись самые талантливые художники самых актуальных современных направлений из Москвы и Петербурга. Но ни один из них не мог привезти картины на своё усмотрение: Польшикова всегда сама ездила за ними, тщательно отбирала и только то, что находила достойным, везла в Тверь. Столичные авторы считали за честь выставиться в тверской галерее только за искусствоведческие статьи, которые Лариса Ивановна писала профессионально, за что её ценили коллеги-искусствоведы.

— Другой такой галереи в Твери не было, — рассказывает Стелла Польшикова, невестка Ларисы Ивановны, преподаватель русского языка в Великотырновском университете в Болгарии. — Она любила своё детище и скорей бы, как она говорила, умерла с голоду, но никогда не продала бы ни одной картины из своей коллекции.

Связи с художниками Польшикова не прерывала и после окончания выставок. Более того, пока художники гостили в Твери, Лариса Ивановна приводила их в Тверскую областную картинную галерею, знакомила с местными искусствоведами. Иногда приезжие художники дарили картинной галерее свои работы.

Конечно, «Аврора» принимала и тверских авторов. Здесь выставлялись  Борис Фёдоров, Виктория Воеводина, Нелли Пятышева, Константин Фёдоров, Владимир Анисимов, Инга Аксенова и многие другие известные мастера. Ежегодно в галерее проходила осенняя выставка тверских художников. Немало сил хозяйка галереи вложила и в ландшафтную зону, которую создала позади здания галереи. На собственноручно выстриженном газоне, среди сооруженных ею же альпийских горок проходили выставки тверских керамистов.

Последняя выставка в галерее «Аврора» была организована три года назад. Уже шли переговоры с авторами, отбирались картины. Дело встало на этапе перевозки — сумма, запрашиваемая за эту услугу, оказалась непомерно большой. На тот момент галерея уже переживала не лучшие времена — денег катастрофически не хватало даже на необходимое. Показать ту выставку так и не удалось, а со временем «Аврора» и вовсе перестала функционировать.

В 2010 году с предложением о сотрудничестве к хозяйке «Авроры» обратился Марат Гельман, только начинавший тогда раскручивать «тверской проект». Лишь случайность помешала их встрече, а другого раза Гельман дожидаться не стал. По словам друзей, Польшикова, вероятно, пошла бы на это взаимовыгодное сотрудничество, хоть и считала проекты Гельмана ширпотребом. Но внимание властей к помещению «Авроры», возможно, помогло бы встать галерее на ноги.

        

ЗАКАТ «АВРОРЫ»

Лариса Польшикова всегда подчёркивала: она директор, а не хозяйка галереи «Аврора». И действительно, она была талантливым распорядителем, но властвовал там дух искусства, которому она создавала все возможные условия. Практичностью никогда не отличалась, хотя первые годы картины неплохо продавались, что позволяло галерее держаться на плаву.

Какое-то время это было возможно и с помощью поддержки, которую оказывал  бывший муж Ларисы Ивановны Сергей Польшиков, персона в городе весьма известная. Заслуженный строитель России, он был председателем правления ВОСК, заместителем губернатора Платова, первым председателем Тверской торгово-промышленной палаты. Именно он помог воплотить в жизнь мечту Ларисы Ивановны, подарив ей здание на Симеоновской, в котором она и создала свою «Аврору».

— Будучи людьми довоенной генерации, они оба жили на доверии, вспоминает Наталья Эверт. — О том, что здание подарено Ларисе, Сергей Павлович заявил во всеуслышание на открытии галереи. Он предлагал закрепить факт дарения юридически, но сказал, что сам заниматься этим процессом не будет. А Лариса, видимо, не желая обидеть мужа недоверием, тоже не стала ничего оформлять. И вот теперь мы наблюдаем результат этой беспечности.

После тринадцати лет брака супруги Польшиковы развелись, но Сергей Павлович по-прежнему оказывал помощь в содержании галереи. Родив в браке с Ларисой Ивановной сына Артура, и, будучи после развода мужчиной в самом расцвете лет, Польшиков женился вторично и произвёл на свет во втором браке ещё одну наследницу. В 2006-м, на 57-м году жизни, он скончался. Почти сразу в лучших традициях дешёвых бульварных романов начался делёж наследства.

Вторая вдова Сергея Польшикова, которая на сегодняшний день вновь состоит в браке, начала активно претендовать на наследство, кое включало в себя часть квадратных метров в двух квартирах (в одной из них, к слову, продолжала жить Лариса Ивановна) и галерею.

За четыре года конфликт достиг своего апогея и вскрылся как нарыв после смерти Польшиковой. Артур Польшиков теперь проживает с супругой в Болгарии и не имеет возможности участвовать в отстаивании своих интересов, он не мог приехать даже на похороны матери. В схватке за наследство — по-другому не скажешь — мужа представляет Стелла, приехавшая в Россию сразу после смерти свекрови. По приезде она обнаружила опечатанными квартиру, где та проживала, и галерею. В дверях стояли новые замки, на связь тверские наследники не выходили.

Не вдаваясь в подробности, всё же касающиеся частной жизни двух семейств, отметим одно: галерея современного искусства «Аврора» сегодня находится под угрозой исчезновения. В своё время Лариса Польшикова собрала коллекцию уникальных картин талантливейших художников, которые выставлялись у неё. Судьба их на данный момент неизвестна. Часть коллекции всегда хранилась дома, часть — в галерее. В оба эти помещения её коллегам, друзьям и родным доступ сейчас закрыт.

— Существует опись картин, но где она находится — нам тоже неизвестно, — говорит Стелла. — Мы постараемся её найти, в крайнем случае восстановим — это возможно, но займёт очень много времени.

Художественное наследие, создаваемое Ларисой Польшиковой годами, теперь находится в опасности. Не обладая ни специальными знаниями о содержании картин, ни помещением, куда бы их можно было перевести, вторая вдова Сергея Польшикова не даёт возможности сделать это и специалистам. У тех же теперь задача номер один: сохранить уникальную коллекцию. Судьба здания на Симеоновской пока неизвестна, но как временный приют для картин рассматриваются помещения Путевого дворца и Венециановки. И главное — во что бы то ни стало оставить коллекцию в Твери и в дальнейшем обязательно показать тверскому зрителю.

Ольга КОЛОСКОВА

55 0
Лента новостей
Прокрутить вверх