Тверская рукодельница

11.05.2012, 10:27

МАСТЕРИЦА ИЗ СТОЛИЦЫ ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ НАРЯДИЛА В РУССКИЕ КОСТЮМЫ ГЛАВУ ТВЕРИ ВЛАДИМИРА БАБИЧЕВА И ЗАСЛУЖЕННУЮ АРТИСТКУ РОССИИ ГАЛИНУ ШУМИЛКИНУ

 

Клавдия Смирнова в своей мастерскойНа днях в Твери завершился Устиновский фестиваль, в котором участники из разных городов Центрального федерального округа демонстрировали своё мастерство в области русского народного танца. Тверские коллективы (среди них, например, «Медок» из Вышнего Волочка) представили родную землю очень достойно: все отметили яркие костюмы участников. Наряды повлияли на то, как в конечном итоге распределились места – костюмы смогли добавить конкурсантам очков. Как удалось выяснить корреспонденту «Каравана», костюмы для тверских участников шила мастерица Клавдия Смирнова, которая «одевает» в русскую народную одежду всю Тверскую область (и не только)

Мы встретились с Клавдией Васильевной в мастерской, которая находится у неё дома. Первым делом мастерица познакомила меня со своей мамой – Татьяной Ивановной, которая в свои 87 лет безо всяких очков собирала на швейной машинке разноцветные лоскутки, которые потом превращались в чехлы для подушек (один из таких чехлов был мне торжественно подарен на память). Конечно, сразу стало ясно, от кого у Клавдии Васильевны талант, но оказалось, что мама мастерицы, вспомнив навыки своей мамы по изготовлению лоскутных одеялок, начала шить всего четыре года назад, восстанавливаясь после перелома шейки бедра (успевая принимать участие в выставках – к примеру, в выставке «Венок талантов»). У самой Клавдии Смирновой художественные способности были с детства. Она ходила с блокнотиком и делала зарисовки, а потом окончила художественную школу в родном Алатыре и поступила в Загорский художественно-промышленный техникум игрушки.

– Просто ткнула пальцем в справочнике в первое художественное училище, педагоги в художественной школе мой выбор одобрили, и я поехала, – рассказала мастерица. – Конкурс был приличный: четыре человека на место, о годах учёбы вспоминаю с большой теплотой: с однокурсниками, которые живут в разных городах, мы до сих пор общаемся (нашлись благодаря Интернету), с нами даже японец учился – хорошо бы и его тоже найти! Педагоги у нас были чудесные: например, преподаватель по композиции Олег Ярославович Штромбах (он преподаёт до сих пор) прививал нам хороший вкус, что для художника, конечно, очень важно. Он открыл для нас Андрея Тарковского, Николая Рериха – совершенно другой мир. И благодаря его урокам художники могли реализовать себя в любом ремесле: ведь законы композиции всегда одинаковы.

Галина Шумилкина и ансамбль русских народных инструментов «Орнамент»В Тверь Клавдия Васильевна приехала после окончания училища – по распределению. По её словам, у неё на выбор было три города: Москва, Сочи и Тверь (тогда Калинин). Москву мастерица отмела сразу: суета совсем не то, что нужно для творчества, от Сочи отговорили преподаватели («Этот город хорош для того, чтобы там отдыхать, а не жить», – сказали они), а против столицы Верхневолжья никаких аргументов не было, и Клавдия Васильевна выбрала Тверь. Хотя поначалу, призналась она, ей не хватало солнца: в родной Симбирской губернии уж если лето, то лето, а уж если зима, то настоящая, с трескучими морозами! Однако теперь, спустя 35 лет, Клавдия Смирнова и не мыслит себя где-то, кроме Твери, и себя называет истинной тверитянкой. Костюмы, которые она шьёт, выполнены «в тверском стиле», и ни один из них не повторил другой – для каждого коллектива или солиста делается индивидуальная разработка (так как они часто выступают на одних и тех же площадках).

– Особенно это важно для женщин, – поведала мастерица. – Больше 20 лет я готовила костюмы для артистов тверской филармонии, в том числе и для заслуженной артистки РФ Галины Шумилкиной. Для того чтобы создать костюм, мне необходимо услышать певца или увидеть рисунок танца – и в голове мгновенно вырисовывается образ, который потом переносится на бумагу в виде эскиза.

Последнее платье для Галины Шумилкиной, в котором та выступала на своём юбилейном вечере, мастерица делала по… скайпу.

– У Галины не было возможности приехать из Москвы, где она живёт, и я показывала ей выбранную ткань, эскизы через Интернет, а результат зрители смогли увидеть уже на сцене: наряд оказался поистине царским.

Клавдия Смирнова нарядила не только Галину Шумилкину, но и ансамбль русских народных инструментов «Орнамент» и многих других артистов (включая коллективы тверских национальных диаспор: например, вокальный ансамбль финского национально-культурного центра «Sateenkari» и народного ансамбля региональной национально-культурной автономии тверских карел «Карельская берёзка»), а также… главу Твери Владимира Бабичева. Для него Клавдия Смирнова сшила костюм Михаила Тверского, в котором Бабичев в июне прошлого года представил Тверь на Русских Ганзейских днях, проходивших в Великом Новгороде. Головной убор Бабичева был сшит из тверской норки, которую мастерица лично ездила выбирать в зверосовхоз, отдав предпочтение самой лучшей.

Костюм Владимира Бабичева (справа) произвёл впечатление на всехКлавдия Смирнова сшила немало нарядов и для холодного времени года: это шубки и кафтаны – для коллективов, чьи выступления зимой проходят на открытом воздухе (например, ансамбль «Тверичане» традиционно выступает на «Лыжне России», а «Родничок» из Литвинок устраивает представления на Рождество и Масленицу). Однако народными костюмами мастерица не ограничивается: она также шьёт наряды и для эстрадных коллективов, и даже для спортсменов – например, для тверской команды черлидеров «Розовая пантера».

– Поначалу я даже слова такого не знала, – призналась Клавдия Смирнова. – Но оказалось, что черлидеры выступают со зрелищными номерами в поддержку команд – занимаются и спортом, и хореографией одновременно. И подход к костюмам у них очень серьёзный – большие требования как к дизайну, так и к декору. Работать для них сложно, но интересно. И теперь они считают, что я им удачу приношу: на многих соревнованиях они в этих костюмах занимают призовые места.

Наверное, это оттого, что к своему делу Клавдия Смирнова подходит не только с умом, но и с душой: она призналась, что не смогла бы работать «только ради денег». Клавдия Васильевна – одна из тех неравнодушных людей, кто старается для того, чтобы сохранить наследие тверского края для потомков.

– Очень хотелось бы возродить знаменитую ведновскую строчку (по названию села Ведное Рамешковского района. – Прим. авт.) На выставках я поняла, что люди тянутся к своему прошлому и хотели бы даже носить вещи, которые сшиты согласно традициям тех мест, где они родились и живут. Народ пресытился китайским ширпотребом, каждому хочется купить русскую тряпичную куколку, у которой даже энергетика совершенно другая. Когда я играю с внуком, надеваю на пальцы маленькие валенки, придумываю сказку, то вижу, как он заинтересовывается, включается в игру. Пока есть ещё мастера-одиночки, которые занимаются традиционными ремёслами и готовы поделиться своим мастерством, наработанным многими поколениями, нужно делать всё, чтобы их в этом поддержать – потому что, если связь поколений прервётся, мы можем утратить наше прошлое навсегда. Традиционные ремёсла как может поддерживает НП «Ассоциация Тверских землячеств», но центра как не было, так и нет. Было бы замечательно, если бы в Твери постоянно работал Дом ремёсел, где люди могли бы передавать друг другу навыки то одного, то другого ремесла, и на эти мастер-классы (по плетению лаптей, валянию валенок, кузнечному, гончарному делу и т.д.) приходил бы и стар и млад. Может, и дедушке захочется научиться, например, лапти плести, глядя на него, внуки подтянутся, и, таким образом, наша культура не умрёт никогда. Мы просто обязаны сберечь её, иначе уже совсем скоро может быть поздно, – уверена Клавдия Смирнова, и с ней невозможно не согласиться. 

Алёна ВОЛКОВА

48 0
Лента новостей
Прокрутить вверх