Снег как политический фактор

05.12.2012, 16:07

Главной новостью первой недели декабря стал, как это ни удивительно, снег. Обычный российский снег, который имеет обыкновение идти у нас зимой. В этом году первый серьезный снегопад продемонстрировал всю беспомощность власти, у которой было принципиально неправильное целеполагание. «Сугробы разгребать – не за «Единую Россию» голосовать», – вот примерно такая мораль извлечена должна быть нашими руководителями из пережитого («Караван» пишет о снежном коллапсе подробно на страницах 8–9)

Из-за снежных заносов в Твери полгорода не смогли в пятницу, 30 ноября, добраться до рабочих мест. В субботу были отменены занятия в школах (фактически до школ мало кто добрался уже накануне). Стоял городской транспорт, во второй половине дня в пятницу было решено ввести в регионе режим чрезвычайной ситуации.

А как бравурно все начиналось! Даже в первый день снегопада, 29 ноября, вышел официальный пресс-релиз областной администрации. Губернатор Андрей Шевелев, министр транспорта региона Андрей Суязов и городское руководство докладывали: Тверь готова к зиме чуть ли не на 150%! Подобные победные реляции начались в этом году задолго до снега. По местному телевидению показывали новую снегоуборочную технику, на фоне которой регулярно светились руководители разного уровня. Как загипнотизированные, официальные СМИ повторяли: «Город к зиме готов, область к зиме готова, такого, как раньше, больше не будет». И в самом деле, ТАКОГО раньше не было. Чтобы из-за простого снегопада, пусть даже довольно сильного, люди не попали на работу, предприятия терпели убытки, стоял городской транспорт…

Старожилы рассказывают: когда в 1982 году снегопад в три раза сильнее как-то завалил город Калинин в ночь с субботы на воскресенье, обком партии поднял всех на уборку, и уже в понедельник, в шесть утра, первые трамваи бодро повезли рабочих на смену. Наверное, в те времена, если бы рабочие прогуляли целый день по причине снежных завалов на улицах, первый секретарь обкома мог бы поплатиться карьерой…

29 ноября единственной реакцией на начавшийся снегопад был вышеупомянутый пресс-релиз. Отталкиваясь от него, наши коллеги из газеты «Тверская жизнь» даже написали удивительный репортаж «На снежных рубежах», где в лучших традициях обкомовской школы очковтирательства времен позднего застоя рассказывали удивительные вещи: «Снегопад застал врасплох владельцев магазинов, не успевших завезти зимние куртки, и владельцев машин, не поменявших резину. Но не МУП «ЖЭК»: зиму они встретили во всеоружии. На снежную уборку вышли 48 единиц техники. Результат налицо: проезжая по Санкт-Петербургскому шоссе, я (пишет одаренная журналистка Юлия Новицкая) увидела забытую за последние годы картину: на обочине высилась гора снега. Все полосы были свободны для движения, тщательность уборки не вызывала сомнений».

Репортаж пришлось снять с сайта – люди звонили в редакцию и спрашивали, в каком мире живут журналисты… Видимо, в том же мире, который пыталась отображать официальная газета Тверской области, жили и чиновники. «Я в ответе за город», – еще недавно, перед выборами 14 октября, щиты с портретом губернатора Андрея Шевелева, произносящего эти слова, красовались на всех углах. Казалось бы, настало время исполнять предвыборные обещания. Первой реакцией областного правительства на начавшийся в городе коллапс было поручение единственной женщине, заместителю председателя правительства, Светлане Вержбицкой, курирующей социальную сферу, мобилизовать на расчистку подступов к объектам социальной и бюджетной сферы (сиречь к больницам и детским садам) работников оных объектов. То есть, видимо, медсестер, учительниц и воспитательниц. Несколько позже стало ясно, что пора объявлять режим ЧС.

Наблюдала занятную картинку. Вскоре после объявления режима ЧС из областной администрации (надо сказать, что областная администрация весь день 30 ноября была одним из немногих мест Твери, рядом с которыми постоянно дежурила снегоуборочная техника) выгнали человек двадцать мужиков с лопатами. Не знаю, кто это был, возможно, технический персонал. Народ, который шел пешком по сугробам с работы, кричал им:

– Мужики, а где губернатор? Поздравьте его от нас с первым снегом!

Во второй половине дня в пятницу губернатор Андрей Шевелев выступил с обращением к жителям Тверской области. Он отметил, что ситуация «не является критической». Но тем не менее призвал жителей откапываться от снега, не дожидаясь помощи. «Призываю выйти на улицы всех, для того чтобы за завтрашний день привести в порядок наши пешеходные проходы, дворы. В чрезвычайной ситуации работают только вместе».

Собственно, этим тверитяне и занимались все выходные. Снегоуборочной техники на улицах было по-прежнему очень мало (хотя она все же начала появляться – в отличие от двух дней снегопада).

По городу ходили слухи о технике с тверскими номерами, которую видели расчищающей МКАД. Вполне вероятно. Сегодня все дорожники – частные предприятия, которые участвуют в электронных торгах и, снижая цену, выигрывают конкурсы и в Москве, и в Подмосковье. Поэтому чистить МКАД могло любое ДРСУ из нашего 69-го региона. Не будем грешить на МУП «ЖЭК». Тем более что количество единиц техники, о которых рапортовали, день ото дня убывало. И в конце концов выяснилось, что почти вся она – не на ходу. Нам еще предстоит узнать ответ на загадку, что за «новые снегоуборочные комбайны», о которых рассказывали коллеги по телевидению. Но подозреваем, что это некие фантомы.

Впрочем, с введением режима ЧС к вечеру по Советской проехали несколько снегоуборочных агрегатов. Видимо, что-то удалось вернуть из Москвы и Подмосковья. Удалось, прямо скажем, чудом. Потому что на Тверскую область надвигалась беда всероссийского масштаба: пробка на трассе М10. Уже в пятницу вечером с трассы начали доноситься тревожные слухи. К тому моменту некоторые уже стояли посреди Тверской области вторые сутки.

Откуда возникла пробка на главной автодороге «Россия», большая часть которой проходит через Тверскую область? Вот что пишут очевидцы:

«Большую роль в начале такого кошмара играет бездействие властей города и области. Первые пробки, сам видел, образовались из-за невозможности въехать в Тверь с федеральных развязок. Сама трасса еще двигалась, а машины, которые хотели въехать в город, создали пробку, которая дальше разрослась в такое несчастье для многих водителей и пассажиров. Если бы этого первоначального затора в Тверь не было, то все было бы гораздо мягче по последствиям. Еще раз пишу, трасса ехала. Но, когда транспорт, который въезжал в город, загородил все подъезды, машины встали и дорогу завалило снегом. Если бы машины ехали, они разбивали бы снег и дорога была бы проездная. А в городе в четверг вечером и в пятницу не работала снегоуборочная техника. И есть ли вообще исправная техника у города? Видел одну машину, капот поднят, водитель копается. Спрашиваю у трудяги, что случилось? “Да, – говорит,– некому работать, из свадьбы вытащили, машина ломается, бензина нет”. Ругает начальство».

Проблем добавил Вышний Волочек, где трасса проходит через город и даже в «мирное» летнее время люди стоят помногу часов. Тверская пробка срослась с вышневолоцкой, и все. «Россия» встала.

Отчаявшиеся люди, пока не сели взятые с собой телефоны и компьютеры, начали писать о том, как они оказались в западне, в социальные сети, а также на сайт президенту Путину. В результате «двухсоткилометровый несанкционированный митинг протеста», как окрестили пробку на М10 острословы, наконец заметили. Разумеется, сначала последовали победные реляции. От МЧС: что все водители обеспечены горячей пищей, отдыхом и теплом. От ГИБДД: примерно каждые полдня сообщается, что с пробкой покончено… Но в век социальных сетей информацию трудно скрыть: водилы, застрявшие на трассе, продолжают писать в созданное ими сообщество «ВКонтакте», что питания не видели, что заторы продолжаются. Не знаем, рассосется ли пробка к моменту выхода нашего номера. Или станет страшной явью сюжет из фантастических фильмов: люди останутся в ней жить, там начнет стихийно образовываться своего рода социум, пройдут выборы президента, начнут рождаться дети…

В воскресенье, опять же на моих глазах, в Тверь приехал министр транспорта Максим Соколов. Впереди мчались две машины ДПС, позади изо всех сил снегоуборочный тракторишко. В понедельник ситуация на трассе рассматривалась и на совещании у министра МЧС. Надо сказать, что участок трассы, на котором стоит пробка, пытались сделать образцово-показательным по части ликвидации разного рода ЧП еще после крушения «Невского экспресса». Но министр, облетая трассу на вертолете, не увидел ни «карманов», куда должны отгонять аварийный транспорт, ни других вещей, которые, по идее, уже давно должны были появиться.

Затем проблему пробки обсуждали у самого премьер-министра Дмитрия Медведева. Он резюмировал случившееся так: «Виноват снегопад». Ах да, еще виноваты водители. Они поехали в зиму на летней резине и стали причиной пробок. А губернатор Тверской области Андрей Шевелев рано утром в понедельник пытался обвинить в организации пробок… волонтеров, которые раздавали застрявшим на трассе водителям еду. Впрочем, допускаем, что он ошибся, приняв волонтеров за каких-нибудь спекулянтов. Позже он даже извинился, и очень правильно. Но извинений ждут не только волонтеры.

Вся Тверь, а также многочисленные пленники трассы ожидают, что те, кто не подготовился к снегопадам, кто занимался очковтирательством вместо реальных действий, кто вместо координации работы по управлению территорией занимается ликвидацией местного самоуправления, принесут людям хотя бы извинения. А там – как совесть подскажет. Или президент укажет.

Мария ОРЛОВА

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх