Между праздниками

07.05.2013, 10:25

Уроки гражданской активности в свете Пасхи Христовой

 

В нынешнем межпраздничном номере, думается нам, уместно будет поговорить о неизменной составляющей праздников – нормальной человеческой солидарности, активности, неравнодушии к общественным проблемам. Если помните, с этого начался Первомай, долгое время носивший название Дня международной солидарности трудящихся.

 

Поводом для написания этой статьи стали два события, тоже произошедшие между праздниками, в Твери и в Москве. В Москве, пока я пишу эту статью, люди собираются на митинг, посвященный годовщине событий 6 мая прошлого года.

Спроси обычного тверского обывателя – что было 6 мая 2012-го? И не ответит тверской обыватель, ибо страшно далек от насущных нужд нашего человека протест неких московских интеллигентов против чего-то неведомого. А между тем весь год по итогам того митинга продолжались аресты и суды над какими-то случайными людьми, из которых кто-то пытался сопротивляться схватившим его омоновцам, кого-то видеозапись запечатлела прикасающимся к биотуалету, который впоследствии оказался перевернутым… Один парень по фамилии Долматов, молодой сотрудник подмосковного оборонного НИИ, со страху уехал из страны и покончил с собой в Голландии.

 «Узок круг этих революционеров, страшно далеки они от народа», – писал В.И. Ленин о таких же сильно опередивших основную массу сограждан ребятах, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь. Вот смотрю в «Фейсбуке»: московские либеральные журналисты, чтобы пойти на митинг на Болотную, собираются в кафе «Грабли». Очень символично, на те же грабли – в очередной раз…

У оппозиции пока нет четко выраженной программы, явных лидеров, облеченных народным доверием. Но власть старается: например, изо всех сил пытается упрятать за решетку Алексея Навального. «Делают нашему рыжему биографию», – как говорила по похожему поводу Анна Ахматова (когда Иосифа Бродского, одного из величайших поэтов второй половины XX века, высылали из Ленинграда «за тунеядство»).

И в то же время: митинг в Твери, состоявшийся 3 мая. Несанкционированный, но не разогнанный. По разным данным, от пятисот до тысячи русских парней вышли на центральную площадь к памятнику святому благоверному князю Михаилу Тверскому (положившему свою жизнь, чтобы уберечь Тверь от разгрома татаро-монголами), под окна кабинета губернатора Тверской области Андрей Шевелева, чтобы выразить протест против творящегося в городе этнического беспредела. Драка у клуба «Морозов Холл», когда из-за бытового конфликта неких кавказских парней и неких русских парней возникло ужасное побоище, где пострадали многие просто случайно оказавшиеся рядом люди, показала: Тверь стала очень небезопасным городом, где права основного населения ущемлены. Вышедшие на митинг молчаливые мужчины протестовали против того, чтобы зачинщикам драки инкриминировали простое хулиганство. «Разжигание межнациональной розни» – гораздо более суровая статья, но, видимо, она сильно портит статистику полиции и репутацию власти.

ОМОН и руководство города были рядом и тоже молча наблюдали. Глава администрации Твери Валерий Павлов сказал нашим коллегам, что, если бы организаторы митинга обратились за разрешением, оно, безусловно, было бы им дано.

Для ОМОНа вышедшие на митинг люди были не непонятными интеллигентами типа тех, что на Болотной площади, а своими, протестующими против вещей, понятных омоновцам, пожалуй, больше чем другим. Безнаказанность преступников, областное руководство, работающее не на общую безопасность, а на некие смутные «политические цели», – сотрудники УВД видят это изнутри.

Бесконечно попираемое достоинство русских, горожан, патриотов подобно пружине. Ее можно достаточно долго сдавливать. Но когда-нибудь она раскрутится, и тогда все может обернуться весьма разрушительными вещами.

…Загаженные дворы, стоящий в пробках город, вечерние улицы, заполненные странного вида людьми, плохо говорящими по-русски – все это реалии Твери последних трех лет. Можно тысячи раз говорить, что, мол, «нечего сетовать на мусор, лучше возьмите метлу и подметите». Но готова ли власть к тому, что народ реально «возьмет метлу»?

В последние несколько месяцев в России усилился прессинг на так называемые «некоммерческие организации» – помогающие больным детям, защищающие природу, организующие людей на низовом уровне на добровольной основе. Проверяющие инстанции ищут «западные миллиарды», в существовании которых убежден президент Путин.

Гражданская активность, к сожалению, не понимается и не принимается сегодняшней российской властью. Может быть, здесь есть определенные проблемы, связанные со взглядами самого Путина, а также иже с ним – выходцев из «служилого сословия». Когда все ходят строем «по долгу службы», будучи чиновниками (или будущими чиновниками в бейсболках «Народного фронта»), – это понятно. Но почему кто-то что-то делает бесплатно, не надеясь на «повышение» и прочие чиновничьи бонусы? Не иначе как что-то «злоумышляет»…

Политика политикой, а вообще на дворе – Пасха. В песнопениях пасхальных празднеств говорится о том, как Христос победил «ад всесмехливый» (то есть над всеми надсмехающийся). «Теплохладная» (безразличная) ирония безвременья уступает времени действия. После Воскресения Христова каждый должен сделать выбор: спасаться или погибнуть.

И в этом отношении молчаливые парни с окраины в Твери, интеллигенция из «Фейсбука» в Москве – две стороны одной медали.

Мария ОРЛОВА

15 0
Лента новостей
Прокрутить вверх