Самые интересные тверские издания за 2013 год
Из 500 изданий, которые были продемонстрированы на Неделе тверской книги в библиотеке имени А.М. Горького, несложно было отобрать 5, на взгляд «Каравана», самых «привлекательных»: актуальных, профессионально выполненных и интересных широкой аудитории.
«У МЕНЯ ЕСТЬ ТОЛЬКО ГИТАРА И ВАШИ ГЛАЗА»
В.С. Высоцкий в Калинине. – Тверь, ТО «Книжный клуб». – 184 с.
Владимир Высоцкий официально был в Калинине (Твери) единожды – 6 июля 1976 года. Но в этот день он дал сразу 4 концерта: с 11.00 до 14.00 бард провел два выступления в политехническом институте (ТГТУ), в 14.00 Высоцкого ждали в Калининском государственном университете (ТвГУ), а в 18.30 он встретился с поклонниками в Академии ПВО.
Автор-составитель Ефим Беренштейн четко обозначил то, что делает книгу уникальной: расшифровка редчайших записей с концертов, не публиковавшиеся ранее фотографии тверских выступлений, воспоминания современников. Да и сами концерты были уникальными. Почему – сам Высоцкий объяснил слушателям на одном из выступлений в Калинине:
«…Почему-то погасили свет в зале, хотя я всегда прошу этого не делать – мне в лица надо смотреть. У меня же нет сзади оркестра, вставных номеров, девочек танцующих… У меня есть только гитара и ваши глаза – и все. В принципе в этом и смысл авторской песни, потому что я, в зависимости от вас, могу даже изменить смысл ее, спев немного по-другому, придав ей то ироничный оттенок, то печальный. А потом – мои слова: хочу – изменю, хочу – переделаю, – что хочу, то и делаю – мое же ведь, верно?»
ВПЕЧАТЛЕНИЯ НЕ ИМЕЮТ СРОКА ГОДНОСТИ
Тверь в записках путешественников. Выпуск 2. – Тверь, ТО «Книжный клуб». – 436 с.
Что записали в своих дневниках или отобразили в личных письмах поэты Василий Жуковский, Теофиль Готье, художник Орест Кипренский и другие путешественники XVIII–XIX веков, проезжая по тверской земле? Их яркие впечатления хранятся в книгах, ставших библиографическими редкостями. Елена Милюгина и Михаил Строганов решили извлечь эмоции из старых фолиантов: по реакциям путешественников можно изучить, как менялось восприятие тверской земли на протяжении веков.
Вот, например, что написал о станции Бологое французский поэт Теофиль Готье:
«Широкие сводчатые оконные проемы с двойными стеклами с двух сторон освещали зал, где был накрыт стол и где царила приятная тепличная температура, в которой веерные пальмы, тюльпанные деревья и другие растения тропических стран уютно раскрывали свои широкие листья».
КНИГА БЕЗ СЛОВ
Тверь: 100 лет спустя. – Тверь, Тверское фото. – 88 с.
На первом форзаце – старинное изображение «Пристани на Волге», на втором – современное фото «Теплоходы у речного вокзала».
Этот альбом можно назвать билингва – книгой с параллельным переводом: сначала об узнаваемом месте Твери рассказывает старая открытка на своем архаичном языке, затем это на новый лад переводит нынешний фотограф.
Красноречивая цитата из книги – вид на Соборную площадь и вид на площадь Революции.
КОЛОСС, КОТОРОГО НЕ ЗАМЕЧАЛИ
Тверской императорский дворец. – Тверь, ООО «Гид». – 92 с.
Это первая монография о знаковом для Твери месте. Тверской императорский дворец был построен П.Р. Никитиным во второй половине XVIII века, в начале XIX века перестроен К.И. Росси и реконструирован в 1860-е годы. Таким образом, здание сочетает черты зодчества трех эпох: классицизма, ампира и историзма.
Вместе с тем о Тверском императорском дворце до этой книги не было полноценного научного труда. В связи с реконструкцией дворца трудно переоценить актуальность книги.
Вот что в предисловии пишет директор Тверской картинной галереи Татьяна Куюкина:
«…Прошедшее столетие в целом было очень жестоко к главному архитектурному символу нашего города… Я имею в виду не только его нынешнее физическое состояние, но разграбление Императорского дворца после 1917 года и превращение его в своего рода «воронью слободку», устойчиво-остаточное финансирование, разрушение в период фашистской оккупации Калинина и, наконец, равнодушие исследователей к художественному облику и историографии памятника».
ДЛЯ РОССИИ РАЗРАБОТАЛИ НОВУЮ ИДЕОЛОГИЮ
Код России. – Тверь, Тверское княжество. – 448 с.
Книга, в которой приводится «новая хронология истории» начиная с нескольких тысячелетий до нашей эры, носит злободневный характер. Для автора Геннадия Климова «идеология – это, по сути, методология исторического исследования». Рассказывая о рождении Руси, он «проектирует» направления дальнейшего развития в экономической, политической, социальной сферах на основе определенного ментального кода. Подзаголовок издания – «Книга для политиков будущего»: оно адресовано как любителям истории, так и тем, кто соотносит себя с управленческой и интеллектуальной элитой страны:
«В России в интеллектуальной среде философов, геополитиков, политологов обострилась дискуссия, которая может привести к созданию нового глобального учения, способного заменить общественные теории Запада. Это для России особенно актуально, потому что после перестройки прошло более 20 лет, но национальной элитой никакой новой идеологии взамен рухнувших догм коммунистического учения создано не было».
Подготовил Дмитрий КОЧЕТКОВ