Зачем «кошмарят бизнес»?

15.07.2014, 11:45

Деловой климат в Тверской области ухудшается быстрыми темпами

2013 год. Чхатвал Харминдер Сингх  подписывает инвестсоглашение  с губернатором Шевелевым

Сегодня мы хотим поговорить о состоянии тверской экономики. Есть ли она вообще? Этот парадоксальный вопрос возникает, когда видишь заходящие на территорию Тверской области и Твери федеральные и даже транснациональные корпорации, выдавливающие местный бизнес из тех ниш, где он неплохо жил еще лет десять назад.

 

Посмотрите, где громкие имена, составлявшие тверское бизнес-сообщество рубежа 90-х–2000-х? За фамилиями быстро меняющихся директоров Тверского вагонзавода перестали следить даже тамошние рабочие – да и как уследишь, если на предприятии то и дело всеобщий административный отпуск? А давно ли вы слышали последний раз о Сергее Потапове, Сергее Дорофееве, Нине Болговой и Лилии Корниенко? Даже если их компании работают, то стараются быть понезаметнее. Дабы кто-то чиновный не решил, что «ваши доходы начинают соответствовать нашим интересам».

Дольше всех держалась Александра Козырева, создавшая в свое время «Тверьуниверсалбанк». Но этой весной и она приняла решение продать свой банк федеральному банковскому холдингу. Мы разговаривали тогда с Александрой Михайловной, и она тоже отметила эту тенденцию – коренному тверскому бизнесу не остается места в Твери, тенденция укрупнения и централизации всего и вся снижает активность местного сообщества. Да что там, местное предпринимательское сообщество вообще исчезает. Все сидят по своим норам. Как писал Корней Чуковский в своем бессмертном «Тараканище»: «Звери-бегемоты попрятались в болото».

Поколение тех, кто стал заниматься бизнесом в начале 90-х, постепенно достигает пенсионного возраста и уходит из поля зрения, многие уезжают из России – как уехал первый тверской «олигарх» Николай Карпов, возглавлявший некогда знаменитый «АНТЭК». Им на смену никто не приходит, молодежь видит, как трудно в нынешней России создать свое дело, как невозможно нести ответственность. Проще встроиться в существующую корпорацию в качестве ни за что не отвечающего менеджера. А еще лучше – пойти в чиновники и посвятить свою жизнь тому, чтобы отравлять этому самому бизнесу существование.

Привлеченными иностранными инвестициями региональные и муниципальные власти отчитываются перед Москвой. Поэтому иностранцам сегодня в России работать легко, почти как во времена СССР, когда в нашей стране «облизывали» любого, кто рискнул вложиться в «империю зла». А что происходит с отечественным бизнесом – власти глубоко наплевать.

Практически пропал бренд тверских экскаваторов, зато в Твери открылся завод экскаваторов «Хитачи». Хорошо это или плохо? Конечно, правильно, что японская производственная культура прививается на нашей почве. И два экскаваторных завода, работая рядом, только усиливали бы потенциал друг друга. Но региональная власть не сделала ничего, чтобы спасти Тверской экскаваторный завод.

Уходят и другие тверские бренды. Мы, можно сказать, лишились полиграфкомбината детской литературы, печатавшего все учебники страны, закрылись практически все стекольные заводы – хотя это была определяющая отрасль во многих районах.

Ежегодно в Тверской области проводится инвестиционный форум, о котором потом пишутся победные реляции в официальных, подведомственных областному правительству СМИ. На нем традиционно выступают представители иностранных инвесторов, привлеченных еще прежним губернатором Дмитрием Зелениным. Оценивают губернаторов в Москве по громким заграничным именам – хотя следовало бы действовать наоборот и смотреть, насколько благоприятна обстановка в регионе для развития местного бизнеса. Но внутренние, тверские, инвесторы почти никому не интересны.

Есть любопытный прецедент – известный тверской предприниматель Чхатвал Харминдер Сингх. Он абсолютно местный, с первого курса Калининского медицинского института живет в Твери, вырос как бизнесмен в Тверской области и выстроил свою торговую сеть без участия иностранного капитала. Но, будучи по происхождению из Индии, он был в числе тех, с кем на прошлогоднем Тверском инвестиционном форуме губернатор Шевелев подписал соглашения об инвестициях в первую очередь. Видимо, для Москвы господин Харминдер должен был сойти за «знатного иностранца». Не сошел. И на инвестиционном форуме 2014 года не было сказано ни слова о развитии проекта, соглашение о котором подписали в прошлом году губернатор и компания «Ритм-2000», крупнейшая межрегиональная торговая сеть на северо-западе России.

На примере ситуации вокруг компании Харминдера Чхатвала Сингха «Ритм-2000», известной своими брендами «Тверской купец», «Тележка», «4 Сезона», а также собственным производством «Рубинофф» в Старицком районе (инвестиционное соглашение о создании которого и подписывал в прошлом году губернатор с Харминдером), можно наглядно увидеть отношение власти к местному бизнесу. Такое впечатление, что расплодившиеся проверяющие конторы рубят сук, на котором сидят, специально пытаются задушить бизнес, на налоги с которого существуют. Проверяющие инстанции предпочитают проверять то, что и так на виду – видимо, так легче выполнять план.

Та же миграционная служба: то «Ритм-2000» в Суховерково проверит, то в картофельное хозяйство Дмитрия Зеленина в Саначино нагрянет. А что, удобно: все на Старицком шоссе. После того как проверяющие убедятся, что у работников, несмотря на средеазиатскую внешность, документы в порядке, работодателям приходится собирать их по всей Твери. Впрочем, вот свидетельство из первых уст, подтверждающее то, о чем мы пишем.

 

ВМЕСТО РАБОТЫ – МИЛЛИОН ПРОВЕРОК

 

Комментирует Денис Коноплянко, генеральный директор компании «Ритм-2000»:

– В прошлом году наша компания запустила собственное производство продуктов питания из натурального высококачественного сырья. Продукты получили торговую марку «Рубинофф». Название неслучайное, мы уже смогли задать высокую планку организации современной розничной торговли в Твери своим торгово-развлекательным центром «Рубин». Наши жители убедились в том, что наша компания способна организовать удобный семейный отдых, совместить его с выгодным шопингом и комфортными условиями труда для всех сотрудников и персонала «Рубина».

Мясная и рыбная продукция «Рубинофф» должна также задать планку качества и честного отношения к потребителям данных продуктов. Подтверждением этого стали выбранные нами для производства и заложенные в рецептуры уже забытые сегодня советские ГОСТы. Мы можем себе это позволить и не откажемся от этого выбора, поскольку бренд «Рубинофф» носит для нас принципиальное, возможно, даже в чем-то имиджевое значение. Вместо придирок и критики продукции других производителей – поставщиков продуктов в нашу торговую сеть – мы стали сами производить и стараемся делать это добросовестно, качественно и по всем существующим сегодня правилам, требованиям, инструкциям, предписаниям, нормам и параметрам. Результат вы ежедневно видите на прилавках, и, я надеюсь, на вашем столе.

Но, к сожалению, позитивные новости на этом заканчиваются. Производители, неспособные с нами соревноваться за покупателя по цене и качеству продукции, хорошо умеют применять приемы недобросовестной, грязной конкуренции, обмана и клеветы.

У нас есть законы по защите прессы, свободе доступа к информации, но почему нет законов защиты от заказной и проплаченной «журналистики», защиты от ложных жалоб и лживых доносов? Информационная война идет не только в зонах боевых действий и политических баталий. Информационная война идет и на фронтах борьбы за ваши кошельки. И часто ее выигрывают силой денег и отсутствием морали, а не правдой и добросовестным отношением к потребителю.

Неожиданно для нас одна из тверских партийных газет вылила на голову читателей явно заказную, неуклюже придуманную информацию о подпольных цехах, поддельных сосисках и химических куриных тушках. О причинах паники они проговорились сами: «…торговые сети стали не только продавать, но и производить!». Давайте, борцы за народное здоровье и благо, если есть информация и факты о таких цехах, вы купили «поддельные сосиски», не прячьтесь за журналистским псевдонимом – идите в прокуратуру, предъявите доказательства, факты и эти самые сосиски. Но статьи пишутся не для победы справедливости и блага народа. Цель редакции и автора – выполнить очередной заказ и «замочить конкурента».

Мы не переживаем за будущее продукции «Рубинофф»: покупатель уже разобрался и оценил ее достоинства, глупости бездарной газетенки испачкают в очередной раз только ее саму и ее редактора. Кстати, наши производственные цеха и весь технологический процесс мы готовы продемонстрировать любым СМИ и всем, кого подобные «аналитические статьи главного редактора» насторожили и кто поверил в подпольные химические цеха по производству восьминогих кур!

Но есть другие подлые приемы конкурентной борьбы, которые отнимают время, нервы и веру в наличие совести и чести у некоторых людей. Конкуренты из соседних областей периодически атакуют нас жалобами, якобы от частных лиц, на качество продукции. Управление Роспотребнадзора по Тверской области вынуждено по поступающим запросам в очередной, уже который раз приезжать к нам в поселок Суховерково Калининского района, где находится наш производственный комплекс. Это снова трата времени сотрудников, бензина и новый виток документооборота. Проверяющие уже знают в лицо весь наш персонал и все закоулки производственных цехов. А в это время где-то реально действуют подпольные цеха, разводится спирт, некачественное мясо идет на очередной мангал, а куры вместо свалки – в гриль или шаварму. У нас же очередная проверка не вызывает проблем, потому что мы твердо знаем – работать по законам и правилам не только проще, но и гораздо дешевле!

Наши объемы производства и оборудование не спрятать в подвал или в гараж, несколько сотен работников не поселить тайно в вагончике. Но «журналистам– разоблачителям» это понять не хватает ума, надеюсь, что читатели таких газет, если они еще у них остались, гораздо умнее.

Кстати, о работниках – это еще один частый прием подставить конкурента. Мы непрерывно развиваемся и растем, поэтому у нас есть свободные вакансии. В Суховерково сейчас запускаем четвертый производственный цех. Когда к нам приходит новый сотрудник, обязательное правило – трудоустройство согласно трудовому и миграционному законодательству. Исключений из этого принципа для нас нет. Повторюсь, что так не только безопаснее для нас, но и дешевле, учитывая строгие санкции к работодателям и постоянное внимание к нам всех без исключения контролирующих и карающих органов! Мы на виду у всех, количество трудовых мигрантов в компании всегда в пределах заявленных и выделенных нам квот. Но это не мешает выполнять на нас свой план по проверкам всем уполномоченным на это органам и структурам.

И снова нельзя не вспомнить Суховерково. Мы рассчитывали на поддержку районной и поселковой администрации. Создав несколько сотен рабочих мест на постепенно деградирующей территории, мы неожиданно получили в ответ претензии, обиды, как следствие, чьих-то нереализованных фантазий и амбиций. Вместо партнерства – противостояние и ощущение войны. Несмотря на то что из трудовых мигрантов, работающих на базе, непосредственно в поселке проживает не более 30 человек (а население всего поселка около 600 чел), все проблемы с незаконными мигрантами, множество которых в поселке уже жило до нас, автоматически списывают на наше предприятие. Мы давно передали поименные списки с адресами всех наших сотрудников в администрацию данного сельского поселения. В любой момент мы можем сказать, кто и где находится, но ведь, согласитесь, администрации всегда проще свое бездействие и отсутствие своей реальной власти в поселении прикрыть очередной жалобой на построенное предприятие. Я думаю что пора начать наказывать того мальчика, который без конца кричит «Волки! Волки!», а волков реально нет!

Сейчас, в период подготовки и проведения очередных выборов, заметно оживились все способные писать, печатать и издавать, а также выгодно себя продавать.

Открывая свое производство, мы ожидали трудностей с поиском подходящего нам качественного сырья, подготовки и обучения персонала, закупки и наладки сложного оборудования. Мы были готовы к активному поиску новых рецептур и вообще поиску места нашего «Рубинофф» в огромном многообразии современных марок, брендов и видов продукции. Но не думали, что наши силы и время будут отданы сопротивлению клевете и абсурдной лжи.

 



 

Как видим, тверской бизнес поставлен на грань выживания. Бороться за себя и своих сотрудников, искать новые ниши, развиваться, продолжают считанные единицы местных предпринимателей. Печально, что это происходит при полном равнодушии общества. Может быть, действительно, мы имеет ту власть, которой мы достойны?

Мария ОРЛОВА

30 0
Лента новостей
Прокрутить вверх