Однобокая история

02.09.2014, 12:00

Как новые стандарты преподавания повлияют на ЕГЭ и учеников

Единый школьный учебник истории много лет вызывал споры среди ведущих историков России. На прошлой неделе стало известно, что «чудо-учебника» не будет – чиновники лишь приняли единые стандарты для пособий по истории. Пока в российских школах вводится лишь новая концепция преподавания, а учебники по новым стандартам выпустят к следующему году. На актуальную тему «Караван+Я» пообщался с учителем истории школы №35 с говорящей фамилией – Александром КУТУЗОВЫМ

 

«НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ ТОЛЬКО С УЧЕБНИКОМ»

 

– Александр, как нововведения повлияют на вашу работу?

– Учитель не так давно стал работать в сфере услуг, поэтому будем предоставлять услуги, какие необходимо.

Есть огромное количество программ по курсу истории, каждый учитель вправе выбирать, по какой из них учить детей. Критерии, которые выдвинуло государство, пока не имеют конкретики: они глобальны, там детально не расписана работа учителя, есть тезисы, которые должны быть обязательно раскрыты. Как и с какой стороны это сделать – это уже задача педагога. Так что перестроиться будет несложно.

– Возможно ли, что единый учебник истории действительно издадут?

– История – неточная наука. Мы не можем судить даже о тех исторических событиях, которые происходят в наше время. Каждый автор учебника высказывает свою точку зрения, общими остаются только факты. Чтобы изложить все мнения, автору не хватит и нескольких томов учебника, а педагогу – часов уроков.

– Но может получиться, что выпускник придерживается одной точки зрения, а экзаменатор – другой. Как решить такую проблему?

– Когда ты сдаешь математику, ты уверен, что дважды два – это четыре, в истории все совсем не так. С частями А и половиной части Б в ЕГЭ проблем быть не может. Споры вызывает часть С, где нужно поразмыслить и высказать свою точку зрения и аргументы. Это – апофеоз, потому что за третью часть ставится больше всего баллов, но и проверяет ее человек, а не компьютер. Экзаменатор анализирует аргументы ученика и пытается их оценить. Здесь действительно получается столкновение точки зрения ученика и преподавателя, который ставит балл.

– Помогут ли стандарты избежать таких ситуаций?

– Здесь нужно дорабатывать всю систему в целом. Нельзя взять только учебник и подвести его под общую черту – нужно работать и с детьми, и с преподавателями. Если всех под одну планку подвести, тогда история станет точной наукой. Она перестанет быть спорной и актуальной.

 



Основные положения единого стандарта для преподавания истории:

– «проблемы духовной и культурной жизни России» будут освещаться гораздо больше, чем было до сих пор;

– в контексте истории России предлагается преподавать историю ее регионов, с акцентом на многонациональном и многоконфессиональном составе населения;

– материалы в учебнике должны быть изложены таким образом, чтобы воспитывать у школьников патриотизм, чувство гордости за свою страну и «нормальную» гражданскую активность;

– «опорным пунктом учебника» должен стать тезис: «мы граждане великой страны с великим прошлым»;

– «история религий, в первую очередь православия, должна излагаться системно и пронизывать собой все содержание учебника».



 

«УЧЕНИКИ ХОТЯТ ЧИТАТЬ ДРУГИЕ КНИГИ»

 

– А вы сами пробовали сдать ЕГЭ по истории?

– Я не раз прорешивал варианты экзамена, стараясь не прибегать к каким-либо источникам. Естественно, безошибочно никогда не получалось, но я делал их на высокий балл. Хотя сказывается то, что я сидел дома, в уютном кресле. Я не знаю, как бы я справился, находясь в психологическом напряжении: в кабинете, под камерами видеонаблюдения и строгим надзором учителя.

– Так все-таки нужны введенные стандарты или нет?

– Я – историк, поэтому подойду к проблеме с двух сторон. Если мы в будущем будем учить выпускников отвечать точно и узко на поставленный вопрос, то единые стандарты и учебник, конечно, нужны. Если же подходить к истории как к науке интересной и многогранной, то нужно преподносить ее как можно шире, включая разные точки зрения.

Все зависит от задач ученика, педагога, родителей, государства и Министерства образования. У меня, например, есть несколько учеников, которые просят меня посоветовать им книги, не входящие в школьную программу. Мне приходится долго думать, что им стоит читать, а что пока нет, ведь им сдавать ЕГЭ…

Перед учителем вообще сейчас стоит сложная задача: с одной стороны нужно дать ученику знания конкретные и неоспоримые, чтобы он мог без проблем сдать экзамен, а с другой, нужно подать ребенку «другую историю», более глубокую и неоднозначную.

Екатерина СМИРНОВА

13 0
Лента новостей
Прокрутить вверх