Анатомия бюджета

21.10.2014, 13:42

Тверь вступает в 2015 год абсолютно без «подушки безопасности»

В администрации города кипит работа над реализацией остатков бюджета 2014 года и дорабатывается бюджет на 2015-й. Тверская городская компания с периодической частотой утверждает новые поправки. Каких изменений нам ждать в 2015-2016 годах?

 

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА: ПОХОЖЕ, МЫ КУПИЛИ КРЫМ

Доходную часть городского бюджета условно можно разделить на две больших части – собственные доходы и дотации из бюджетов вышестоящего уровня. На 2014 год их доли составляют 64% (4,2 млрд рублей) и 36% (2,7 млрд рублей) соответственно. Кстати, еще 1 июля план доходной части бюджета весьма отличался от этого. За три месяца были скорректированы собственные доходы – они уменьшились на 30 млн рублей. А самое печальное, что на 270 млн рублей сократились дотации из регионального и федерального бюджетов. Этих денег город уже не получит – соответственно, на эту сумму уменьшатся и расходы, многие нужные городские программы развития придется подсократить.

Причины этого очевидны – санкции, падение рубля и цен на нефть, украинский кризис. Скорее всего, динамика сокращения дотаций будет только усиливаться. Если смотреть на эти цифры, создается впечатление, что Крым мы не освободили и даже не захватили, а купили – причем по очень невыгодному курсу.

Если смотреть на собственные доходы городского бюджета в динамике – ситуация сохраняется стабильно пессимистичная еще с 2011 года. Собственные доходы не растут и даже постепенно снижаются.

 

В бюджете на 2015 год запланировано очередное снижение внутренних доходов еще на 150 млн, по сравнению с этим годом. Причем я бы назвал этот прогноз весьма оптимистичным – по факту снижение может составить и 300-400 млн рублей. Тут мы в большей части зависим от внешних факторов, будучи частью национальной экономики. Многие бизнесмены уже серьезно задумываются о возможностях инвестиций, многие прежние договоренности сейчас замораживаются (по крайней мере, в IT-отрасли) – это означает замедление темпов развития бизнеса. В других секторах экономики ситуация, думаю, схожая. Слишком рискованно инвестировать, когда доллар растет как на дрожжах, общий экономический рост упал до нуля и инфляция уже больше 8%. А эти экономические проблемы скажутся на жизни большинства горожан – дороги будет не на что ремонтировать, на трамвай уже денег нет, планы по ремонту ливнестоков, возможно, снова придется отложить.

Из чего состоят доходы городского бюджета? Треть приходится на НДФЛ (налог на доходы физических лиц), эта статья доходов у нас неуклонно снижается. А значит это то, что реальные зарплаты в Твери не растут. По другим статьям доходов много тонкостей и нюансов, но общая картина понятна – с городской экономикой у нас проблемы.

О чем все это говорит? Городу нужна крайне взвешенная и мудрая бюджетная политика на ближайшие годы. Нужна понятная и предсказуемая стратегия развития экономики. Что по этому поводу думает Тверская городская дума и делает администрация города – можно понять из планов по расходной части бюджета на 2015-2016 годы.

 

РАСХОДЫ БЮДЖЕТА: ЖКХ ОПЯТЬ В ПРОЛЕТЕ

Структуру расходов городского бюджета с политической точки зрения удобно рассмотреть в динамике – что изменяется и в какую сторону.

Общее изменение расходов на 8,1% связано с уменьшением доходной части бюджета, о чем было написано выше. Следовательно, надо затягивать пояса потуже и сокращать какие-то статьи бюджета. Как видно, самое большое сокращение (-35% и -27%) по отношению к этому году, в 2015-м, нас ждет в ЖКХ и социальной политике.

На 306 миллионов рублей сократятся расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, о чем это говорит? Комфортность жизни в Твери снизится. И сейчас на улицах не особо чисто, то и дело случаются аварии в теплосетях, а зимой бывают большие проблемы с уборкой снега. Грядущий год будет в этом плане еще сложнее.

На 24% сократятся расходы бюджета на благоустройство – на 92 млн рублей. Это, конечно, общие цифры – если рассматривать все более детально, можно увидеть сокращение расходов на озеленение, конкретные программы благоустройства и т.д.

С другой стороны, будут сокращены расходы на приобретение и лизинг специализированной коммунальной техники – основные расходы этой статьи легли на бюджет этого года. Самые большие сокращения в ЖКХ будут в статье «Расходы в области жилищного хозяйства, включая расходы на обеспечение жильем отдельных категорий граждан», – на 170 млн рублей. Это говорит о том, что проблемы с ветхим и аварийным жильем городские власти вынуждены отложить в долгий ящик.

На 64 млн сократятся расходы на социальную политику. Не хочется иронизировать, но жутковато смотрится на этом фоне принятие программы «Строительство муниципальных кладбищ» с соответствующем финансированием в 9 млн рублей – хотя это удобное решение социальных проблем. Основные сокращения произойдут в программах вроде «Обеспечение жильем молодых семей» – с 16 до 3 миллионов рублей; на 6,3 млн рублей (14%) сократится пенсионное обеспечение. С другой стороны, на 6,5 млн увеличится статья «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами».

Экономить в следующем году будут и на транспорте – расходы сократятся более чем в 2 раза, со 110 до 51 миллиона рублей уменьшится финансирование муниципальной программы «Дорожное хозяйство и общественный транспорт города Твери». Тут уже явно не до трамвая будет, остальные бы виды общественного транспорта сохранить. На 23 миллиона сократятся расходы на капитальный ремонт дорог.

Единственное серьезное увеличение бюджетных расходов в 2015 году заложено в статье «Общегосударственные расходы» – они увеличатся на 86 миллионов рублей (+ 9,2%). Хоть где-то же должен быть рост, а не сокращение… Так, например, расходы на «Функционирование главы города» вырастут на 1,5 миллиона рублей – с 7,3 до 8,7 млн (+ 20%). На 18 миллионов увеличатся расходы на администрацию города. Удвоятся расходы на повышение квалификации чиновников (что, кстати, действительно может оказаться затеей весьма полезной).

Большие сокращения будут в следующем году и в сфере образования как общего, так и дошкольного – на 323 миллиона рублей (– 8,7%), по сравнению с этим годом.

 

НЕИНТЕРЕСНО ДЕЛАТЬ ПО УМУ

Как можно назвать такой бюджет? Точно уж не социально ориентированным. Очевидно, что для экономики и городского бюджета наступают тяжелые времена. А пришли мы сюда абсолютно без «подушки безопасности», по всей видимости, городу будет очень тяжело. Вместо того чтобы создавать прочный социально-экономический фундамент в предыдущие годы – все стратегические ресурсы безрассудно растрачивались или разворовывались. А расплачиваться за это придется нам – и очень нелегко.

Но все-таки это проблемы больше политического уровня, а не административного. Нет у нас нормальной политики, нет нормального уровня контроля общества за властью. Просто посмотрев на будущий бюджет, становится понятно – нужно сокращать, сократим социалку и ЖКХ. Но расходы на административный аппарат сокращать не будем, а даже повысим – на горожан-то наплевать, все равно они на выборы не ходят. А ответственность «за главный город региона» почему-то на прошлых выборах в городскую думу взял на себя губернатор. Интересно, как будут голосовать за него в 2015 году.

Экономика должна быть экономной – но даже в таком тяжелом положении городского бюджета администрация умудряется делать глупости, а городская дума закрывает на это глаза. До сих пор у нас каждый год красят стволы деревьев – нигде в мире так не делают, давно уже научно доказано, что это глупость и никак на «защиту деревьев от насекомых» не влияет. Расходы-то не большие – по 15 рублей на дерево, но копейка рубль бережет.

До сих пор у нас осенью продолжают собирать опавшие листья – а это не просто лишние расходы, а экологическое преступление. Почва лишается естественного удобрения, нарушается ее экосистема – поэтому у нас во дворах даже трава на открытой почве не растет, открытый грунт превращается в безжизненную грязь и пыль.

Такие мелочи – но их сотни, если не тысячи. А ведь достаточно залезть на пару часов в Интернет, почитать, как это делается в других городах и странах – и делать у нас в Твери все по уму. Но, к сожалению, в рамках действующей политической системы (городской в том числе) ни один чиновник не заинтересован в таких вещах. А жаль.

Алексей ДОМАНОВ, IT-предприниматель, аспирант кафедры политологии ТвГУ

16 0
Лента новостей
Прокрутить вверх