Повернись ко мне передом

09.12.2014, 13:05

Новый железный занавес

Владимир Комиссарчик – о том, почему туристов не заманить за рубеж

 

Туристический рынок трещит по швам. Банкротство крупнейших туроператоров вроде «Невы» и «Ветра странствий», громкие аресты директоров, «зависшие» в аэропортах туристы из России… Как этот кризис сказался на Твери? Где сейчас отдыхают ее жители? Об этом «Каравану+Я» рассказал директор турфирмы «Тезей» Владимир Комиссарчик

 

«В РОССИИ СЛИШКОМ МНОГО ТУРФИРМ»

 

– Владимир, в 2013 году говорили о «туристическом буме»: отдыхать за рубеж выехало более 18 млн граждан России… А что сейчас?

– Это не совсем верно. Активный рост туристических потоков шел с 2004 по 2008 год. Настоящий туристический бум закончился в 2008-м, с первой волной кризиса.

Правда, на нашей компании это не сильно сказалось. Не было такого роста, как в предыдущие годы, но и падения особо не было. Если в те годы рост объемов продаж составлял не менее 30% в год, то затем он снизился до 10%. Это сопоставимо с уровнем прошлого года. Имеет значение и другой фактор: скажем, у нас есть несколько офисов в других городах, и новые фирмы развиваются более динамично, чем те, что работают давно.

– Мы говорим о крупных городах или о райцентрах?

– Это не имеет значения. Гораздо важнее количество агентств на душу населения. В западной практике оптимальным считается такое соотношение, как 1 агентство на 10000 человек. Сегодня в Твери 300 агентств на 400 000 человек. Это почти в 10 раз выше нормы! И эта тенденция свойственна не только Тверской области, но и стране в целом. Для открытия агентства требуется минимум вложений, отсутствует лицензирование. Практически любой может снять офис, купить компьютер и начать работать. Естественно, что большая часть таких турфирм нерентабельна. Что касается крупных туроператоров, там схожая ситуация, только в иных масштабах, и риски намного серьезнее. Вообще, туристический бизнес – один из самых рискованных: эпидемии, гражданские войны, погодные условия, политическая ситуация – все это сказывается на нас.

– В этом году ситуация особенно усложнилась…

– Да, 2014 год стал богатым на все эти события. Плюс ко всему, общий рынок стал стагнирующим, и далеко не все оказались к этому готовы. Туристический бизнес чрезвычайно зависим от оборотного капитала. Не секрет, что он имеет пирамидальную структуру, и начальная «оборотка» дает возможность существовать еще какое-то время в условиях стагнации. Негативно сказалась и политическая ситуация в стране.

Добавилось еще два фактора. Во-первых, фактический запрет на выезд за границу госслужащих, а это огромный поток людей с доходом выше среднего. Во-вторых, запрет на «короткие деньги», ведь все туроператоры перекредитовывались в зарубежных банках. Теперь стало невозможно получать дешевые краткосрочные кредиты за границей. Чтобы выжить, компаниям приходится в огромных объемах продавать «горящие» туры, что, безусловно, выгодно для потребителя, но губительно для турфирм в условиях стагнирующего рынка.

Причем убытки приносят теперь и базовые направления. Для примера – Греция или Италия, которая в этом году оказалась убыточным направлением. И к без того непростой ситуации на туристическом рынке добавилась нестабильность курса валют. И люди, естественно, не хотят отдыхать за рубежом при таком курсе доллара и евро. Если раньше слетать в Италию, отдохнуть, заняться шопингом можно было за те же деньги, что в России просто обновить гардероб, то сейчас это невозможно. Сложим эти факторы, и вот результат.

 

«В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ХВАТАЕТ АФЕРИСТОВ»

 

– Как вы прокомментируете ситуацию с рядом недавних уголовных дел в отношении руководителей турфирм?

– Я 16 лет работаю в турбизнесе и многих людей из «Южного Креста», к примеру, знаю лично. Назвать их мошенниками не могу. Хотя, возможно, имели место и незаконные валютные операции, и присвоение доходов. По поводу «Лабиринта» ходило много версий и слухов, но я воздержусь от суждений на этот счет. Тверская область не стала исключением. Аферистов здесь хватает. Каждый год сажали кого-то из директоров туристических агентств. Проще говоря, случилось то, о чем давно предупреждали экономисты: «пирамиды» работают только в условиях растущего рынка.

– Есть информация о том, что люди сегодня все чаще отказываются от уже купленных туров, в частности, перед новогодними праздниками…

– У нас, слава богу, этого не происходит. Отказ от путевки жестко штрафуется. Многие отказы от туров и в Новый год, да и просто в горячий сезон имеют до 100% штрафа. Все это больно ударяет и по нам, и по заказчику, так как здесь подключена уже и вся курортная инфраструктура, и принимающие компании, и перевозчики. Отказы не выгодны никому. С нами пытаются разговаривать с точки зрения закона о правах потребителей – типа «не хочу и не лечу», поэтому мы изначально по нескольку раз переспрашиваем клиентов, готовы ли они воспользоваться нашими услугами.

– Клиенты стали тщательнее подходить к выбору туров?

– Обыватель стал намного требовательнее к выбору отдыха. Люди многое повидали за последние 15 лет, они готовы платить деньги, если понимают, что именно они покупают.

– Если зарубежный туризм перестал быть выгодным, может, пора сосредоточиться на внутреннем туризме? Каковы его перспективы в Тверской области?

– Да кто был бы против развития внутреннего туризма?! Но только об этом больше разговоров по телевизору. Люди понимают, что они хотят, но предложить это рынок внутреннего туризма пока не в состоянии. Весь мир живет по принципу вложения инвестиций и получения дивидендов, а у нас сначала хотят «содрать» дивиденды, а потом, может быть, что-то вложить. Кто был бы против Крыма: потрясающий климат, природа, безвизовый режим, но перебои с водой, сервис отелей на уровне 30-летней давности отбивает охоту отдыхать там. Сделайте вложения, постройте отели уровня Турции, и от желающих не будет отбоя. И так везде. Уровень внутреннего туризма, безусловно, возрастет в ближайшее время, но не от того, что он стал лучше, а просто от безысходности. Даже в Тверской области появились такие направления, как фермерский туризм или агротуризм, но пока они в зачаточном состоянии.

 

«ИНТЕРНЕТ УБИВАЕТ ТУРБИЗНЕС»

 

– Как вы относитесь к самостоятельной организации отдыха через Интернет?

– Это направление лояльно к отдыхающим и, конечно, убивает профессиональный туризм. Но если я не могу организовать тур дешевле, чем сам человек, значит, нечего мне на этом рынке делать. Пока я однозначно считаю, что профессиональный туроператор, работающий на совесть, всегда подберет тур выгоднее для клиента, чем это сделает он сам. По крайней мере, это касается базовых направлений. Операторы работают пакетно, выкупают квоты мест, заказывают рейсы и делают это по контракту. Естественно, что себестоимость такого отдыха будет меньше – так было до сегодняшнего дня. При этом возможность заработка для операторов остается – но так как сокращается дельта между затратами оператора и того, кто едет отдыхать самостоятельно, отдельно заказывая номер и трансфер, то сокращаются доходы, необходимые для развития бизнеса. А для серьезных компаний главное – не единовременный доход, а возможность развивать и улучшать бизнес. Сегодня, покупая пакетный тур, человек выигрывает 15-20%. Но так как стремительно падает себестоимость российских денег, то и развитие отечественной туриндустрии под угрозой.

– Каковы ваши прогнозы? Что следует предпринять?

– Прогнозы, конечно, оптимистичные. Я по натуре оптимист и не вижу смысла делать других прогнозов. Стагнация в конечном итоге сменится ростом экономики, она циклична, как и все в этом мире. Но пройдет как минимум год, и очень не хочется, чтобы бизнес свернулся и пришлось начинать все сначала.

Андрей АФАНАСЬЕВ

28 0
Лента новостей
Прокрутить вверх