Дома, которые построил Шмидт

23.06.2015, 13:07

Искусствовед Александра Смирнова – о работах питерского зодчего в Твери

С Тверью связана деятельность знаменитых русских архитекторов и градостроителей. Совсем недавно к этому ряду добавилось еще одно имя – выдающийся мастер модерна и кирпичного стиля, творивший на рубеже XIX и XX веков – Карл Карлович (Карл Михаэль Эмиль) Шмидт. Он вошел в историю архитектуры в первую очередь как петербургский зодчий периода модерна, автор незаурядных жилых и общественных зданий, успешно работавший в сфере промышленной архитектуры

 

Карл Шмитд работал по заказам больших предприятий – телефонный завод «Л.М.Эриксон и К*», часовая фабрика А.Эриксона, бумагопрядильная мануфактура Л.Е. Кенига, фирма К. Фаберже, большой больничный комплекс, носивший название Александринского женского приюта, товарищество «Братья Нобель» и др. Однако свой первый большой заказ на промышленные постройки Шмидт получил в Твери.

 

«ОН СТРОИЛ МАНУФАКТУРУ И СТАРЫЙ МОСТ»

 

Произошло это благодаря его отцу, переехавшему в Тверь из Петербурга и занявшему должность директора управления водопроводов. В судьбе архитектора Тверь сыграла огромную роль: именно здесь он встретил будущую жену, дочь тверского пастора лютеранской кирхи Эрику Иогансен. До наших дней сохранился дом пастора – сейчас там находится библиотека мединститута.

Именно благодаря биографическому очерку, написанному его внучкой Эрикой Фогт и работе знаменитого специалиста по архитектуре модерна Бориса Кирикова, выяснилось, что Карл Шмидт был тесно связан с нашим городом. Это стало приятной новостью для людей, любящих и ценящих историю Твери.

О жизни легендарного архитектора «Каравану» рассказала тверской искусствовед Александра Смирнова.

– Доподлинно известно, что с 1897 года Карл Шмидт занимался постройкой для Рождественской мануфактуры Павла Берга. Он вел строительство и реконструкцию кирпичного завода, прядильни, котельной, административного здания и других сооружений. Жителям Твери хорошо известны казармы Рождественской мануфактуры – три красных кирпичных здания, (ул. Спартака, 43, 44, 45).Самая эффектная часть корпусов – торцевые фасады с остеклением лестничных клеток, разбитых диагональными перемычками, схожие элементы Шмидт впоследствии использовал при строительстве казарм сахарного завода Л.Е. Кенига.

Сведения об остальных работах Шмидта в Твери пока разноречивы, так как изучение творческого наследия архитектора находится в начальной стадии. О его причастности к проектированию и возведению висячего трехпролетного моста через Волгу (Старый мост. 1897-1900, инж. В.Ф.Точинский и Л.И. Машек) говорит семейная легенда. Также пока не ясна связь Шмидта с Товариществом Морозовской мануфактуры. Если информация, озвученная членами его семьи, документально подтвердится, в страницы истории нашего города можно будет смело вписывать новые строки.

Хотя в любом случае тот факт, что с нашим городом связана жизнь и деятельность такого выдающегося и незаурядного человека, может служить поводом для гордости.

 

«МЫ ТЕРЯЕМ ТО, ЧТО ДОЛЖНЫ ХРАНИТЬ»

 

После революции Карл Шмидт переехал в Германию, где, как и во всем мире, он известен в первую очередь как филателист, собравший огромную коллекцию российских земских почтовых марок. «Большой Шмитд» – под таким названием известен каталог его марок. Коллекцию он передал 1 апреля 1934 года в Имперский почтовый музей в Берлине. Специалистов поражает глубина научного анализа двух томов, сопровождающих коллекцию в 18 томах и очерк по истории почтового дела в России. Благодарный музей изготовил и установил в 1937 году бронзовый бюст Карла Шмидта. Архитектор Шмидт скончался 8 августа 1945 года вблизи Магдебурга в доме своего сына, пастора Эрика.

– Сейчас наш город и вся Россия переживают трудные времена. Работа архитектора Карла Шмидта связана с периодом интенсивного роста города Твери и расцвета промышленности и экономики, – комментирует Александра Смирнова. – Остается лишь сожалеть о том, что в результате небрежного отношения мы продолжаем терять то, что обязаны сохранить для потомков. Так, состояние Рождественских казарм сейчас вызывает большие опасения, а территория фабрики вообще не является предметом охраны. И, если власть вовремя не примет мер, мы лишимся этих блестящих примеров промышленной архитектуры, исполненных легендарным архитектором Карлом Шмидтом.

Екатерина СМИРНОВА

219 0
Лента новостей
Прокрутить вверх