Онлайн-покупка преткновения

12.03.2025, 10:00
фото: freepik.com

Управление Роспотребнадзора по Тверской области поделилось печальной статистикой. За 2024 год оно получило столько жалоб на правоотношения, связанные с приобретением товара дистанционным способом, что их количество достигло 30% от общего числа поступающих жалоб в сфере торговли.

Покупки в интернет-магазинах стали особенно популярны среди россиян. Оно и неудивительно, ведь вниманию граждан в этом случае доступен широкий ассортимент товаров на любой вкус без нужды выходить на улицу. В качестве дополнительного плюса можно назвать более низкие цены. Однако есть и некоторые риски.

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предоставила отчет о рынке онлайн-продаж в России за 2024 год: общий объем составил почти 9 трлн рублей, что превышает показатель 2023 года на 40%. Это говорит о том, что россияне очень активно посещают интернет-магазины и совершают в них покупки. Выбор достаточно обширный, и практически каждый найдет все, что нужно: одежду, электронику, предметы бытового назначения. Но никогда не стоит забывать про осторожность и внимательность. Как и в любом другом магазине, никто не исключает возможности получить некачественный товар. Причин для этого может быть множество, начиная от случайных падений товара по неаккуратности и заканчивая намеренными действиями продавцов.

Подводные камни интернет-покупок

Самые неоднозначные продукты, которые можно купить дистанционным способом, – пищевые. С одной стороны, продавцы на разных маркетплейсах и магазинах могут предложить товар, которого либо нет на полках обычных супермаркетов, либо он встречается очень редко. С учетом того что часть иностранных компаний покинула отечественный рынок, онлайн-покупка может стать одним из способов получения заграничной продукции.

Однако вопрос о качестве самого товара, его хранения и условиях доставки для некоторых покупателей может вызывать сомнения. Это связано с тем, что в магазине человек видит расставленный товар, условия его хранения и имеет возможность выбора. А в онлайн-продаже покупатель взаимодействует на уровне приложения: выбор товара, его описание, добавление в корзину, указание адреса доставки, оплата, получение купленного товара. Он не видит как минимум условий хранения до момента покупки пищевой продукции и ее отгрузки конечному получателю. В интернете иногда можно найти негативные отзывы на отдельные товары или продавцов. У кого-то посылка приходит с истекшим сроком годности, где-то упаковка вскрыта. Да, покупатель в таком случае может отказаться от товара и вернуть деньги назад, но это потраченное время.

Управление Роспотребнадзора по Тверской области сообщило, что при выборе товара рекомендуется обращать внимание на информацию о продавце товара, включая его наименование, адрес, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и прочее, а также на сроки и способы возврата товара ненадлежащего качества и товара с недостатками.

Далеко не каждый готов детально рассматривать все юридические документы продавца, поэтому на популярных маркетплейсах стоит обращать внимание на отзывы других покупателей, описание продукции, длительность сотрудничества продавца с интернет-площадкой. Эти правила не сделают покупки полностью безопасными, но существенно снизят риски приобрести некачественный товар. Если вы сомневаетесь в продукции, то лучше отказаться от ее приобретения дистанционным способом.

Как быть с некачественным товаром?

Несмотря на то что в большинстве интернет-магазинов и на маркетплейсах внедрена служба поддержки, которая должна помогать с возвратом товаров ненадлежащего качества, покупатели могут обратиться и в Роспотребнадзор. Тверское управление это подтверждает: потребитель вправе обратиться к ним с жалобой на действия продавца, направив ее через единую систему идентификации и аутентификации и приложив документы, подтверждающие обстоятельства произошедшего.

Согласно закону «О защите прав потребителей» покупатель вправе отказаться от некачественной продукции и потребовать возврат уплаченной суммы или замену товара с перерасчетом покупной цены. В случае нерешения вопроса в добровольном порядке спор может быть решен исключительно в суде.

Несмотря на то что в качестве примера были упомянуты пищевые продукты, осторожность нужно проявлять и при выборе других категорий товаров. Нельзя терять бдительности при покупке продукции в интернете, ведь это может касаться не только вопроса денег, но и здоровья.

Никита Романов

21 0
Лента новостей
Прокрутить вверх