В Тверском императорском дворце проходит выставка «Старые мастера западноевропейского искусства XV–XVII веков» (12+). В ее экспозиции представлено 27 живописных полотен и 7 деревянных скульптур из собрания известного московского коллекционера Михаила Перченко.
Выставку произведений средневекового западноевропейского искусства в Твери организовала Международная конфедерация коллекционеров, антикваров и арт-дилеров (МККААД) при поддержке правительства и Министерства культуры Тверской области в рамках программы «Большое искусство – большой России».
Открывая выставку, директор Тверской областной картинной галереи Татьяна Куюкина отметила, что тверские зрители не очень избалованы экспозициями западноевропейского искусства, поэтому для них каждый сантиметр этой выставки таит открытия.
Представляя человека, благодаря которому тверитяне смогут увидеть шедевры старых мастеров, Татьяна Куюкина рассказала, что в советские времена, когда Михаил Перченко начал собирать произведения искусства, коллекционирование было тайным и опасным занятием. Чтобы создать одно из лучших собраний старого западноевропейского искусства не только в России, но и в Европе, он должен был обладать большим мужеством.
Подбор произведений в коллекции Михаила Перченко состоит из нескольких тематических групп. На выставку в Тверь он привез произведения, созданные на протяжении полутора веков немецкими, нидерландскими и фламандскими живописцами и скульпторами в конце XIV–XVII веках. Кстати, в 2011 году, еще при легендарной Ирине Антоновой, коллекция экспонировалась в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. А это говорит о высоком художественном качестве представленных работ.
«Я ввозил с Запада ценные картины, мебель и скульптуру. Я это делал для России. Моя коллекция европейской скульптуры – одна из самых больших в мире, она насчитывает 126 экспонатов. Некоторые из них представлены сегодня в Твери», – пояснил Михаил Перченко.
В основном в экспозиции представлены работы на религиозную тематику, что, впрочем, неудивительно: в Средневековье и в эпоху Возрождения художники черпали свое вдохновение в Священном Писании, а главным заказчиком для них выступала церковь. Например, одна из любимых картин Михаила Перченко, которую он привез в Тверь, копия картины Хуго Ван дер Гуса «Оплакивание Христа». Она создана в 1482 году, на последнем году жизни живописца. Михаил Ефремович уверен, что Хуго Ван дер Гус сам принимал участие в ее создании.
Михаил Перченко также советует обратить внимание на парные картины, написанные блистательным мастером фламандской школы Гейсбрехтом Лейтенсом, – два его лесных пейзажа. В этих работах даже ощущается эффект 3D, ты словно «проваливаешься» в них.
«Это великий автор, у которого, к сожалению, очень мало картин сохранилось. Буквально 20 его картин имеется в мировых коллекциях», – рассказал Михаил Ефремович. Интересно, что Гейсбрехт Лейтенс известен как мастер зимнего пейзажа, однако на выставке в Твери представлены его «летние» работы.
Еще одна картина, мимо которой невозможно пройти, «Распятие с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом» Ханса Мемлинга. Это единственная работа мастера, находящаяся в частной коллекции. В музеях России его работ нет. Михаил Перченко рассказал, что нашел картину на чердаке монастыря, где работал художник, и смог доказать ее авторство.
Особое место на выставке занимают деревянные скульптуры, созданные европейскими мастерами эпохи Средних веков и Возрождения. В российских музеях их практически нет. Каждая из них выполнена с высоким искусством, каждую хочется рассматривать, смакуя детали…
На самом деле, каждая картина, каждая скульптура на выставке достойна, чтобы о ней написали. Но наверное, лучше, если вы сами сходите в оранжерею Тверского императорского дворца, увидите и оцените их. Ведь как говорит Михаил Перченко, важно видеть, а не слышать, важно, как ты воспринимаешь искусство, а не то, что тебе говорят о нем.
Ирина Мандрик
фото автора