Долговременный уход за престарелыми планируют покрывать страховкой. В Минфине и ЦБ РФ обсуждают варианты подобных страховых программ, поскольку эти мероприятия, как показали пилотные проекты, весьма затратны. Все мы рано или поздно сталкиваемся с проблемой ухода за старыми родственниками, которые не могу обслуживать себя сами в силу болезней и возраста. Однако, все меньше людей имеют возможность оставить работу и перейти на удаленку ради того, чтобы круглосуточно присматривать за беспомощными паллиативными больными.
Решить проблемы ухода не просто. Различные программы долговременного ухода стали появляться с 2018 года. На пилотные проекты в 25 регионов федеральный бюджет ежегодно выделяет на это около 2 млрд рублей. При этом, как оценили в минтруде, полное внедрение системы в стране требует минимум 300 млрд рублей в год. В получении таких услуг нуждаются около двух миллионов человек.
Сначала систему предполагалось включить в программу социального страхования. Об этом говорила вице-премьер Татьяна Голикова. Но расчеты показали: выходит очень дорого, нужен дополнительный страховой тариф — в плюс ко всем соцвзносам еще 1,5-2% от фонда оплаты труда.
«Человек сможет купить долгосрочный продукт — это страховка по долгосрочному уходу. Принципы ее работы похожи на продукт накопительного страхования жизни, — пояснил «РГ» глава «Сбербанк страхование жизни» Игорь Кобзарь. — Примерная схема выглядит так: клиент делает небольшие взносы — ежемесячно, или ежеквартально, или ежегодно. По достижении пенсионного возраста, если человеку нужен долгосрочный уход, он ему будет предоставлен. Это может быть постоянное проживание в пансионате или санатории. Или оплата сиделки. Или какой-то иной набор услуг — его выберет сам клиент. Если же человек вполне здоров и патронаж ему не нужен, он получает накопленную сумму».
Однако вопросов возникает много. Будет ли поддержка пожизненной? Можно ли менять форму ее получения, если, например, сначала человек хотел остаться жить дома, а позже решил переехать в пансионат? Как будут защищены права участников? Очевидно, что роль государства тут велика — так же, как и в обеспечении надежности системы негосударственного пенсионного страхования.
«Для работы системы можно предусмотреть строительство санаторно-медицинских центров, в которых пожилые люди получили бы и комфортное проживание, и медицинский уход, — отмечает Игорь Кобзарь. — В их строительство страховщики могли бы инвестировать страховые резервы, но для этого надо внести изменение в законодательство, ведь сейчас активы страховых компаний не могут быть инвестированы в такие проекты«.
В проекте программа выглядит привлекательно. Но будет ли она востребована? Чтобы стимулировать участие, эксперты обсуждают разные варианты: это может быть предоставление налогового вычета, включение таких страховок в состав соцпакетов работодателей. Наконец, можно предусмотреть и софинансирование таких накоплений со стороны государства - как это было с негосударственными пенсиями, когда на каждую вложенную тысячу рублей добавлялась еще тысяча из бюджета.
Опросы показывают: накопления на будущее сегодня делают 37,5% россиян. Из них на старость и пенсию откладывают 17%.