Диагноз для медицины

15.09.2015, 12:41

Тверской ангиохирург Юрий Казаков стал экспертом ОНФ

 

Одним из самых ярких политических событий последних дней стал форум Общероссийского народного фронта «За качественную и доступную медицину», участие в котором принял лидер движения, президент России Владимир Путин. На форуме побывал эксперт ОНФ, известный тверской врач, доктор медицинских наук, профессор Юрий КАЗАКОВ

 

40% РОССИЯН НЕ ВЕРЯТ В МЕДИЦИНУ

 

– Юрий Иванович, какие причины побудили ОНФ собрать столь масштабный форум, посвященный медицинским вопросам?

– Не секрет, что современное здравоохранение переживает нелегкие времена. По стране прокатилась волна реформ, прошла частичная оптимизация деятельности медработников и госучреждений сферы здравоохранения. Это серьезно изменило механизм функционирования отрасли. Однако, проведя анализ ситуации, активисты ОНФ констатировали: россияне считают качество медицины низким, а громкие реформы зачастую неэффективными. Так, 2015 год объявлен президентом как Год борьбы с заболеваниями системы кровообращения, но, по данным экспертов, несмотря на проводимую работу, смертность россиян от этой патологии растет. Такой парадокс всколыхнул общественность и озадачил аналитиков – было решено обсудить медицинские проблемы на самом высоком государственном уровне. Большая заслуга в этом решении принадлежит инициативам Национальной медицинской палаты и лично ее руководителю Леониду Рошалю.

– Проблем, безусловно, много. Но хотелось бы услышать о главных из них, побудивших провести форум.

– По официальным данным ОНФ, больше всего граждан волнует рост цен на лекарства, нехватка и низкая квалификация медицинских кадров, рост платной медицины, увеличение сроков ожидания медпомощи, плохая организация приема пациентов в государственных поликлиниках и неудовлетворительная работа системы скорой помощи. По информации Росстата и Счетной палаты, перед форумом был проведен комплексный опрос жителей всех регионов, что позволило максимально объективно выявить доминантные проблемы. Эти данные и легли в основу доклада ОНФ, который представил на форуме профессор из Забайкалья Николай Говорин.

Обнародованная им статистика выглядит неутешительно. К примеру, почти 40% россиян считает, что состояние здравоохранения в регионах не улучшилось. А 32% респондентов высказались, что после всех модернизаций и оптимизаций оно, наоборот, ухудшилось. Страховые компании бьют тревогу – 42% жалоб пациентов касаются главного – качества оказания медицинских услуг. При этом объем доли платных услуг в госучреждениях на начало 2015 года вырос до 45%.

Болевой точкой считается и кадровый вопрос. 90 тысяч врачей попали под сокращение – это уменьшило доступность медицины и вызвало рост нагрузки на каждого работающего врача. При этом 51% жителей глубинки ощущает нехватку квалифицированных докторов.

– Юрий Иванович, как вам, доктору, работающему на периферии, удалось войти в федеральную экспертную группу?

– Меня пригласили в качестве специалиста по двум направлениям – по вопросам снижения смертности от заболеваний системы кровообращения и как эксперта в сфере подготовки медицинских кадров. Дело в том, что я многие годы совмещаю практическую клиническую деятельность в ранге заведующего отделением кардиохирургии Тверской областной больницы и одновременно являюсь руководителем кафедры сердечно-сосудистой хирургии Тверского медицинского университета.

Более 10 лет назад мы с коллегами придумали традицию – проведение общероссийских научных конференций по актуальным проблемам медицины с участием ведущих российских специалистов. За это время у нас сложились партнерские и дружеские отношения почти со всеми ведущими учреждениями России, занимающимися вопросами кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии. Благодаря этому в Твери побывали самые известные ученые-медики современности. В итоге нашу деятельность разглядел и оценил президент Национальной медицинской палаты, профессор Леонид Рошаль. Со встречи с ним и началась моя деятельность в качестве эксперта ОНФ и НМП.

– Расскажите о своем сотрудничестве с доктором Рошалем…

– С Леонидом Михайловичем мы неоднократно общались по телефону и встречались на мероприятиях Общероссийского народного фронта и Национальной медицинской палаты. Но больше всего мне запомнился личный разговор с ним в стенах НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, которым профессор Рошаль успешно руководит многие годы.

Леонид Михайлович пригласил меня, чтобы обсудить состояние здравоохранения в Тверской области. В основном его интересовали острые проблемы медицинского сообщества региона и эффективность работы ресурсов НМП на территории губернии. Состоялся конструктивный, предельно откровенный разговор о самом болезненном, что есть в нашей непростой врачебной работе. Рошаль высказал озабоченность по поводу возникающих трудностей между практическим здравоохранением и деятельностью кафедр медицинских вузов. Ему было интересно узнать, как мы выстраиваем взаимодействие между руководством лечебных заведений и коллективами клинических кафедр, права которых в ряде регионов открыто ущемляют главврачи.

Положительный опыт Тверского региона в этом смысле был для Леонида Михайловича, как мне показалось, интересен. Обсудили мы и насущные проблемы медицины, которые во многом схожи с озвученными на форуме ОНФ. Профессор Рошаль услышал нашу позицию по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Тверской области, уделил внимание конкретным предложениям, которые мы для себя сформулировали за годы работы.

Интересно, что в процессе беседы Леонид Михайлович проводил телефонные консультации с коллегами по НМП, переключая суть обсуждения в практическую плоскость. В своем собеседнике я увидел не только грамотного, открытого и невероятно образованного специалиста-медика, но и искреннего патриота своей страны. При этом Рошаль абсолютно лишен популизма и не склонен к демагогии, было видно, что его интересуют конкретные проблемы и четкий поиск их решений.

 

ЧЕРЕПИЦА И ФУНДАМЕНТ ТВЕРСКОГО МИНЗДРАВА

 

– Юрий Иванович, как вы оцениваете деятельность регионального управления здравоохранением в Тверской области?

– Вопрос сложный и щепетильный. По сути, перед тверским минздравом стоят те же проблемы, что беспокоят и остальные регионы страны. Наше министерство в последние несколько лет переживало известные трудности, сопровождающиеся неприятными событиями, в том числе и юридического характера. Это привело к очевидному выводу – прежний стиль работы во многом изжил себя.

Тверскому здравоохранению срочно нужны конкретные позитивные перемены, нацеленные на реальный прогресс. Сложность еще в том, что формировавшаяся годами матрица управления прорастала многочисленными дружескими, приятельскими, а иногда и родственными связями, становясь мощной сетью, прочно сцепленных друг за друга звеньев. Именно поэтому руководители минздрава менялись один за другим, а суть оставалась прежней. Черепицу обновляли регулярно, а фундамент давал новые трещины.

В 2015 году, на мой взгляд, ситуация переломилась. Ведомство возглавил новый для Твери человек, молодой энергичный управленец Роман Курынин, имеющий опыт организаторской работы в столичных структурах и лишенный «дружеских уз» на тверской земле. Это позволило ему иными глазами взглянуть на состояние дел и четко выявить слабые места. За считанные месяцы его работы Тверь уже посетило несколько авторитетных специалистов разных сфер практического здравоохранения. Все они приезжали с конкретными предложениями и реальными проектами. Этот подход я считаю абсолютно оправданным.

Кроме того, я вижу позитивные изменения в подходах к борьбе с заболеваниями органов кровообращения. Я неоднократно высказывался, что для эффективного снижения смертности населения надо пересмотреть режим оказания высокотехнологичной, в том числе эндоваскулярной помощи пациентам с коронарной патологией. Отрадно, что с недавних пор по распоряжению Романа Курынина озвученные вмешательства в стенах ОКБ выполняются непрерывно и круглосуточно. А еще полгода назад назначить коронарографию пациенту с перенесенным инфарктом миокарда без специального разрешения начмеда больницы было просто невозможно. В идеале в Тверской области следует ввести в эксплуатацию еще как минимум один подобный рентгенэндоваскулярный аппарат. Очевидно, что большая доля смертей в этой категории заболеваемости приходится на лиц с острыми кардиальными инфарктами. На мой взгляд, по всей стране должны создаваться специализированные кардиологические центры для экстренного лечения больных с острым коронарным синдромом. Открытие таких современных учреждений спасет сотни человеческих жизней!

 

«ПРЕЗИДЕНТ НЕ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ШПАРГАЛКАМИ»

 

– Юрий Иванович, какие у вас впечатления от встречи с Владимиром Путиным на форуме ОНФ? Не показалось, что визит президента был заранее подготовлен и тщательно отрежиссирован?

– Категорически не соглашусь с этим! Владимир Владимирович показался мне очень энергичным, естественным в поведении и абсолютно осведомленным человеком. Он легко владеет не только ситуацией и цифрами статистики, но и умело оперирует медицинской терминологией. Видно, что человек глубоко погружен в тему и искренне стремится вернуть отрасль на нужную траекторию. Для этого он пригласил представителей народа, а также сторонних экспертов – медиков, социологов, юристов – чтобы комплексно обсудить состояние дел в медицине. И не для того, чтобы наказать чиновников минздрава, а чтобы помочь им выстроить грамотную политику сохранения здоровья нации.

Проблем много, ошибок не избежать – поэтому нужно их подробно разбирать, признавать и по возможности исправлять. При этом президент не пользовался никакими шпаргалками, бегущими строками на экране монитора, специальными наушниками и подсказками советников. Разговор был живым и откровенным. Можно было задать любой вопрос, чем и воспользовались некоторые гости форума.

– Чему было посвящено ваше выступление на форуме?

– В большей степени кадровому вопросу в здравоохранении. Сегодня остро стоит вопрос подготовки специалистов первичного медицинского звена. Надо срочно решать проблему дефицита врачей в глубинке. На мой взгляд, можно в какой-то степени возродить «распределение» выпускников медицинских вузов. В этом нет ничего ретроградного – почему государство оплачивает 6 лет обучения в университете, а молодой врач не может 2-3 года послужить этому государству там, где его навыки особенно важны? В этом смысле особую тревогу вызывает новая система подготовки кадров. С 2017 года выпускник медвуза без годичной специализации в интернатуре сразу начинает практиковать. Мы десятилетиями говорим о низком уровне квалификации молодых врачей – чего же ожидать нам в таких условиях?

Очевидно, что систему обучения в вузе нужно кардинально менять, усиливая практическую подготовку на старших курсах.

Но особой болью современной медицины все эксперты в один голос называют судьбу клинических баз медицинских вузов. Между кафедрами и практическим звеном образуется колоссальная пропасть. Мы настаиваем, что преподаватель медуниверситета должен работать врачом наравне с другими сотрудниками лечебных учреждений. Изменить эту ситуацию поможет создание многопрофильных университетских клиник за счет укрупнения и объединения городских и областных бюджетных учреждений под крылом региональных медицинских вузов. Кроме того, абсолютно убежден, что заведовать отделениями в практическом звене должны не просто опытные врачи, а квалифицированные ученые-практики, способные вывести деятельность стационаров и амбулаторий на иной уровень. Это, безусловно, повысит качество медицинских услуг.

– Юрий Иванович, сложилось ли по итогам работы форума четкое ощущение того, что к вам действительно прислушаются? Или, как это часто бывает, – поговорили и забыли?

– На этот вопрос ответит только время. Однако организаторы форума ОНФ проявили интерес абсолютно ко всем выступлениям экспертов. Готовится итоговая резолюция с предложениями для минздрава и правительства России. Так что надеюсь, что этот интерес искренний и что мои предложения принесут реальную пользу и для врачебного сообщества, и для пациентов.

Максим СТРАХОВ, сердечно-сосудистый хирург, член Союза журналистов России

15 0
Лента новостей
Прокрутить вверх