«Я живу, как в сказке»

02.02.2016, 11:40

Женщина без обеих ног – о том, как ей повезло в жизни

68 лет назад молодая тверитянка Валя Белякова возвращалась домой с танцев. Переходила через трамвайные пути, зацепилась каблуком за рельсы, упала – и мчавшийся на полной скорости трамвай отрезал ей обе ноги. Эта трагедия изменила жизнь 19-летней Валентины, но не сломала ее. Наоборот, она считает себя очень везучим человеком и по пальцам перечисляет все свои удачи. Валентина Васильевна всю жизнь работала, пела в самодеятельности, стала почетным донором и почетным гражданином Твери

 

В 2015 году о Валентине Беляковой вышел короткометражный фильм-биография «Преодоление» (сценарий Виктор Бабковский, режиссер Николай Осипов, руководитель проекта Иван Демидов). Корреспондент «Каравана» встретился с героиней фильма.

 

«МНЕ ПОМОГАЛА КОММУНА»

 

Сразу видно, что Валентина Белякова – человек советской закалки: ответственность и дисциплина превыше всего! Несмотря на давление (как-никак 87 лет!), она не отменила нашу встречу.

Валентина Васильевна встречает меня радушно, хотя ей тяжеловато разговаривать: «язык сегодня что-то заплетается». Все время извиняется передо мной за это…

– Фильм вышел на деньги гранта, который получил тверской клуб инвалидов «Кристалл», но для меня это было сюрпризом, – рассказывает Валентина Васильевна. – Сейчас в клубе около 60 человек. Наверное, для картины выбрали меня, потому что я всегда была активисткой и постоянно работала. Мне как-то всегда везло! Вы знаете, я уверена, что все 67 лет, с тех пор как я стала инвалидом, рядом со мной был ангел-хранитель! Я никогда не сидела на месте, мне просто некогда было впадать в депрессию.

Во-первых, я была не одна! Конечно, мне помогали родители, но главное, мы жили в казармах на Вагжановке (улица Спартака). Это была настоящая коммуна! Здесь было очень легко справляться со всеми трудностями. Сразу нашлись люди, которые подсказали, что нужно ехать в Москву на протезирование. Как только я вернулась домой с протезами, мы узнали, что в Удомельском районе есть профтехшкола колхозного учета бухгалтеров. Тогда там обучали только участников войны, получивших увечья: без рук или ног. Мы обратились в облсобес, и в порядке исключения мне дали направление в эту школу. Ну не везение ли?!

А там все свои, понимающие, каково молодой девушке в такой ситуации… Я была как рыба в воде. Через 2,5 года я получила специальность «бухгалтер-ревизор колхозного учета».

Значит, я должна работать в колхозе…Но я девочка городская, недавно увидела, как картошка растет… И я решила вернуться домой. А что здесь делать, куда податься? Но родители мне сразу сказали: «Надо думать о работе, иначе забудешь, кто ты есть».

Поэтому мы вместе с подружкой пошли на фабрику Вагжанова – она была недалеко от дома. Сначала меня не взяли – при себе был только документ о неработоспособности, мне требовался посторонний уход. Однако мама мне подсобила, и в больнице подписали бумагу, разрешающую мне самостоятельно работать бухгалтером. И я приступила к своей первой настоящей работе. Это второе везение!

Там я проработала 14 лет. Сперва учетчицей, потом расчетчиком и, наконец, оператором в машиносчетном бюро. Однако первой же рабочей зимой я столкнулась с трудностью – как добираться на работу. Летом я ходила на протезах, но по сугробам это было невозможно. И тут утром мы с мамой обнаруживаем около своих дверей большие расписные санки. Третье чудо! Как оказалось, эти санки сделал Вася, муж нашей соседки. Вот что значит коммуна! Он работал литейщиком на механическом заводе и объяснил своим сослуживцам ситуацию…

И вот эти люди, не зная лично меня и не прося ничего взамен, отлили мне красивые большие санки. В нашей коммуне все люди были с простыми, открытыми душами… Каждый день меня возили на этих санках от дома и до проходной. Причем везли те, кому просто по дороге. Очень часто «тетю Валю» возили и детки из наших домов с родителями по дороге в садик. Им было только в радость. Они вокруг меня сядут и покатились… Поначалу я, конечно, лицо прятала, по молодости не привыкла еще, стыдно…но вспоминаю об этом с теплотой.

– Насколько тяжело было психологически? Как вы справлялись с этим?

– А я была не одна. Моя семья – коммуна меня постоянно поддерживала, не давала зачахнуть. Да и потом я не засиживалась дома. Вступила в комсомол и занималась активной деятельностью. Наша «молодая гвардия», как мы говорили, ездила по деревням с концертами. В то время я еще и пела. Поэтому жизнь была прекрасна! Я не чувствовала никаких ограничений. А потом вся ушла в работу. Конечно, бывали и свои трудности – например, выдавать зарплату. До этого я вообще деньги в глаза не видела. В нашей семье финансами управляла мать. Но что поделаешь – выдавала деньги почти сутки. За это мне дали отгул, который я проспала.

Со временем втянулась.

Новая удача и резкий поворот в жизни – мне дают квартиру на проспекте Ленина, но далеко от работы. Пришлось расстаться с фабрикой и искать новое место. Параллельно в Торжке при доме инвалидов я выучилась на права и на собранные всей коммуной в долг деньги купила свой первый «Москвич» со скидкой 25%. За всю жизнь у меня было четыре «Москвича».

И снова удача! Меня пригласили на завод штампов им. 1 мая в Пролетарском районе. Поэтому летом я смогла добираться до работы уже на машине, а зимой приходилось брать такси. И тут подходит ко мне личный водитель директора и говорит, что теперь он будет меня привозить и отвозить на работу. Здесь надо подчеркнуть, что директор был нерусский. Поэтому я считаю, что национальность не важна. Это все душа – добрая или злая, скупая или широкая…

Уже не считаю череду моих везений. С тех пор менялись шоферы и директоры, но каждую зиму 25 лет подряд меня возили на работу.

 

«В ЮНОСТИ Я УВЛЕКАЛАСЬ БАЛЕТОМ»

 

– Мы знаем, что до трагедии вы занимались танцами…

– Да, жизнь всегда кипела ключом. Я, например, стала почетным донором Твери. Сдавала кровь раз тридцать. И не за деньги сдавала, а просто так, хотелось. Кровь у меня всегда была очень густая – ее брали на сыворотку.

А до войны я ходила в клуб имени Трусова вместе с двумя подружками. К нам как-то приехала знаменитая балерина, такая маленькая изящная женщина. К сожалению, имени уже не помню. До нее мы все были самоучками, своего балета в Твери не было. И вот она стала ставить нам номера. Тогда нам было лет по 15. Хуже всех танцевала я – не было растяжки. Но зато я была музыкальная и прыгучая. И первый танец нам поставили «Чарли Чаплин»: там был сам Чарли, Пат и Паташенок. Я, конечно, была Пат: держала на себе и кидала своих девчонок. Ой, шухарили ногами, как могли… Чтобы достать реквизит, мы ходили по квартирам и собирали мужские штаны, рубахи, трость и шляпу. Так все было интересно! Потом она поставила еще несколько индивидуальных танцев…

А после началась война… Я отправилась на швейную фабрику – пришивала пуговицы на кальсонах. В нашем клубе сделали склад оружия, и он долго не восстанавливался. А после освобождения мы пошли во дворец «Пролетарка», прошел слух о великом балеруне Гангасте, которого «сослали» в Тверь из Москвы. Он стал приучать нас к станку. И в скором времени поставил балет «Очарованный лес»…. Ну кем я могла там быть без растяжки – только шишкой! Поэтому стать балериной я не мечтала.

Чуть позже я увлеклась бальными танцами. Мы с партнером Юрием Ивановым выступали в городском саду, даже брали призы. Но все это так и осталось на любительском уровне. В 19 лет со мной произошло несчастье, и я осталась без ног.

– Тверь подходит для людей с ограниченными возможностями?

– Наверное, я не так замечала тяжесть передвижения, потому что и на протезах ходила, и на машине ездила. Мне было легче. Точно скажу, что инвалидам трудно зимой. Если снегом завалит, то к подъезду вообще не проехать. И до сих пор в нашем подъезде нет пандуса, хотя, может, надо подавать на него заявку… Хорошо оборудован центр города. Наши из клуба «Кристалл» очень часто ходят в кино и гуляют в горсаду, им нравится. Также мы любим прогуливаться по набережной Никитина. Как видите, я живу в сказке, всю жизнь мне помогают люди и мне везет. Наверное, потому что я не опустила руки и постоянно работала.

 

«ПРОТЕЗНЫЙ ЗАВОД СБЛИЗИЛ МНОГИХ»

Валентина Косенкова, одна из организаторов общественной организации «Кристалл» и близкая подруга своей тезки:

– Я знаю Валю 41 год. Познакомились мы на протезном заводе в Москве и с тех пор неразлучны. Протезный завод многих людей сблизил. Там люди даже находили свою любовь.

К 70-летию победы у нас возникла мысль создать фильм о преодолении человеком любых трудностей. И, конечно, мы не сомневались, кого выбрать на главную роль. Валентина Васильевна почетный «гражданин» не только нашей организации, но и города Твери. Она одна такая: помнит и войну, и лишения, и знает, сколько сил нужно для восстановления после несчастья! О таких людях нужно рассказывать. Мы вместе с ней начинали. Сначала были в клубе «Надежда», но он собирает людей более широкой группы: дети-сироты, инвалиды различных групп, малообеспеченные семьи и т.д. Возникало много проблем с нашим участием. На экскурсию мы не могли поехать – автобусы не предназначены для колясочников, поэтому мы пропускали много мероприятий. В итоге 5 лет назад в преддверии программы «Доступная среда» мы организовали свой клуб «Кристалл». С тех пор вся деятельность стала ориентирована на инвалидов-колясочников.

И люди потянулись, сегодня нас около 60. Мы являемся и экспертами по данной социальной программе. Конечно, администрация сразу одобрила наше предложение и выделила средства на фильм. А для Вали это событие стало приятным сюрпризом.

Что я еще могу сказать про Валю? Она всегда была впереди, активистка. Первое впечатление было, что к этой даме просто не подойдешь. Красивая, с прической, макияжем, маникюром, смелая и, как мне показалось, гордая, но все было не так… Валентина оказалась очень общительным и простым человеком.. Если у человека случались трудности, она всегда садилась в свой «Москвич» и «разруливала ситуацию».

Анастасия РОМАНОВА

33 0
Лента новостей
Прокрутить вверх