Деньги пахнут историей

17.09.2013, 11:47

Тверские монеты отмечают юбилей

 

В этом году Тверь скромно отметила 600-летие своего денежного дела. Одним из немногих, кто отпраздновал эту дату, стал историк и нумизмат Владимир ХУХАРЕВ. Сегодня он рассказывает «Каравану» об истории тверской денежной чеканки, монетной символике и старинных местных кладах

 

МОНЕТНЫЙ ДВОР «ЗАКРЫЛИ» ОПРИЧНИКИ

 

Историки до сих пор спорят, когда в Твери начали чеканить собственные монеты.

Запись о «делании денег в Тфери» внесена в духовную грамоту 1504 года великого князя Московского Ивана III. Однако сохранившиеся монеты почти на 100 лет удревняют это событие, относя его к правлению великого князя Тверского Ивана Михайловича (1399-1425). Это связано с периодом после апреля 1413 г., когда князь вернулся из Орды с подтверждением своего права на великое княжение.

– Владимир Владимирович, зачем Тверскому княжеству нужны были собственные монеты?

– Стремление к политическому и экономическому лидерству в Тверском регионе нельзя было осуществить без развития своего монетного дела. Поэтому на рубеже XIV–XV веков в Твери, вероятнее всего, начали производство платежных слитков серебра – гривен, некоторые из них имели особые знаки. Исследователи часто относят к ним гривны со знаком в виде буквы «Т». Первым использовал монетную регалию (право самостоятельной чеканки) великий тверской князь Иван Михайлович. До нас дошли шесть типов серебряных денег и четыре типа медных пул, датированных 2-й половиной его правления. Это монеты с изображением правителя в короне или с мечом, сцены охоты на медведя или фантастических животных или птиц.

– Как и где происходила чеканка монет?

– На специализированном производстве – денежном дворе. По наблюдениям сотрудницы Эрмитажа М.П. Сотниковой, в середине XV в. одних только резчиков штемпелей там трудилось около 12 человек. Более 30000 – почти 80 типов сохранившихся экземпляров – наглядно свидетельствуют о масштабности тверского великокняжеского производства. Оно продолжалось вплоть до осени 1485 года, когда конфликт великого тверского князя Михаила Борисовича (1461-1485) со своим «шурином» великим князем московским Иваном III привел к бегству Михаила в Литву. Тогда же Тверь присоединилась к Московскому государству. Правда, Тверской денежный двор не был закрыт и продолжил свою работу. При этом часть чеканки велась уже от имени сыновей Ивана III – Ивана, а потом и Василия. Активно чеканили деньги в Твери и в XVI веке, обеспечивая потребности уже Московского царства в деньгах, полушках и пулах. Конец работы денежного двора связывают со временем разорения тверских земель опричным походом Ивана Грозного уже в 1569–1570 гг. Хотя и сейчас местонахождение и оборудование денежного двора в Твери – вопрос спорный. Несмотря на большие площади археологических исследований, он еще не попал в границы раскопов.

 

ТВЕРСКИЕ КЛАДЫ НЕ ДОХОДЯТ ДО МУЗЕЕВ

 

Пуло тверское с изображением «лучника» времени вел. кн. Бориса Александровича (1425–1461)– Несмотря на маленькие размеры, на тверских монетах представлены различные сюжеты. Что они значили?

– Действительно, тверская монетная символика хранит массу возможностей для исследований. На монетах мы видим не только изображения правителя на троне или воинов с мечом или копьем, сцен охоты с луком или рогатиной, но и чеканщика за работой. Известны сюжеты, связанные с борьбой со львом без оружия (Гераклиада), а также изображения фантастических схваток воинов со змеями или драконами. Все они в прямой или иносказательной форме отражали идею власти. К слову, образ дракона в тверской монетной символике активно эволюционировал. Пуло тверское с изображением «павлина» времени вел. кн. Ивана Михайловича (1399-1425)Во время тверской самостоятельности он был популярным символом силы и бдительности. В Средневековье дракон часто отождествлялся с властью князя: «Яко же змий страшен свистанием своим, тако и ты княже, наш славен множеством вои» (Даниил Заточник). Образ дракона-змея был помещен на костяной рукояти от княжеской сабли XV в., хранившейся до войны в Тверском музее. На тверских монетах можно встретить как изображение птицы-дракона («василиска»), считавшегося хранителем сокровищ и сокрушителем врагов, так и четвероногих драконов с зубастой пастью, когтистыми лапами и рогами. Однако «позитивное» значение этого образа изменилось после присоединения Твери к Москве. Теперь дракон читался как отрицательный персонаж, активно использовались сцены сражения с ним.

Интересно был представлен на тверских монетах и образ двуглавого орла – причем не только на маленьких пулах времен Ивана III, но и деньгах 80-х годов, чеканенных при тверском великом князе Михаиле Борисовиче (1461-1485). Они явно отражали политическое влияние Москвы. Но один тип крайне редких монет с изображением двуглавого орла и четверного зверя, кусающего себя за хвост, и остатками неразборчивой круговой надписи заставляют исследователей спорить о времени их чеканки. Одни относят их к правлению великого князя Ивана Михайловича (1399-1425), а другие, среди которых и я, – к чеканке в Твери великого князя Ивана Ивановича Молодого (1485-1490).

– Известно, что в Средневековье население хранило деньги в кубышках, представляющих собой глиняный горшочек с узким горлышком. В XVI -– XVII веках без такого глиняного «мини-сейфа» не мог обойтись ни один состоятельный человек. А что известно о тверских кладах?

– Число зарегистрированных тверских кладов уже перевалило за 300.

Правда, лишь 80 из них в полной и частичной сохранности дошли до музеев. Эти клады – свидетели экономических потрясений и политической нестабильности. Именно тогда население активнее прятало свои сбережения, а не пускало их в оборот. Поэтому более 50 тверских кладовых комплексов связаны с революцией и потрясениями XX века.

К позднему Средневековью относятся около 100 комплексов. Но они принадлежат, как правило, не очень богатым представителям населения. В таких кладах обычно 200-350 монет. По закону клад принадлежит государству. Правда, находчику положена компенсация в половину его стоимости, но кто ее определяет и должен выплачивать – сейчас непонятно. Поэтому клады так редко стали доходить до музеев. А меж тем это прелюбопытный исторический источник, исследование которого хранит еще много загадок.

Полина ЗИМИНА

55 0
Лента новостей
Прокрутить вверх