По ссузам прошлась образовательная реформа
Много копий было сломано и много камней брошено в огород отечественной системы образования за последнее время. В чем только не упрекали законодателей от педагогики! Но вот наконец одно из посеянных зерен, судя по отзывам профессионалов, дало обнадеживающие всходы. Речь идет о реформе начального и среднего профессионального образования.
Профессиональное образование в России претерпевает масштабные изменения. Реформа 2013 года соединила начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО), а профессиональные лицеи ликвидировала как класс.
«Караван+Я» выяснил мнения директоров колледжей и техникумов о реформе и перспективах отечественного профобразования.
«В РЕФОРМЕ МНОГО ПЛЮСОВ. НО ДИРЕКТОРАМ СТАЛО ТЯЖЕЛЕЕ»
Суть реформы в том, что учреждения начального и среднего профессионального образования объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по новым образовательным программам.
Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Устанавливаются следующие виды ссузов:
а) техникум – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Иными словами, техникум и колледж обучают специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям – за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).
– Я вижу в реформе больше перспектив для интересной работы и больше возможностей для оптимального, грамотного использования финансовых ресурсов и кадров. Другой плюс – реализация в рамках одного учебного заведения различных образовательных программ. Единственный минус – возрос объем работы у директора, поясняет Агнесса Александровна БЕЛЬДИЕВА, директор ГБОУ СПО «Калашниковский экономический техникум», почетный работник среднего профессионального образования РФ и победитель Всероссийского конкурса «Лидер среднего профессионального образования».
– Сегодня в техникуме осуществляется подготовка кадров для экономики по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Земельно-имущественные отношения», «Лесное и лесопарковое хозяйство», «Землеустройство», «Садово-парковое и ландшафтное строительство». Теперь в КЭТ влились и студенты отделения техникума в Лихославле, прежде являвшегося самостоятельным учебным заведением (ранее ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №35» Лихославля). Все специальности и профессии в нем сохранены, на его базе будет вестись подготовка специалистов среднего звена.
СПРАВКА «КАРАВАНА»
Калашниковский экономический техникум – это одно из старейших учебных заведений Тверской области. За почти столетнюю историю, какой может похвастаться не каждый вуз, здесь подготовлено около 19 тысяч специалистов для экономики Тверской области и других регионов России.
В техникуме царит особая атмосфера творческого поиска и личностного роста. У студентов есть все возможности, чтобы чувствовать себя в большой и дружной семье, проявить все свои способности и таланты, участвуя в спортивных состязаниях, студенческих фестивалях искусств, фотоконкурсах, конкурсах студенческих газет, поэтических конкурсах и т.д.
Ребята занимаются учебно-исследовательской работой, участвуют в областных и всероссийских студенческих конференциях, олимпиадах профессионального мастерства, во всероссийских конкурсах: «Национальное достояние России», «Моя законотворческая инициатива», Всероссийский литературный фестиваль «Мой Пушкин»; в проекте «Тверские интеллектуальные ресурсы», в фестивале молодых дизайнеров «Энергия моды». В техникуме работает военно-патриотический клуб «Исток», главными направлениями деятельности которого являются качество учебы и здоровый образ жизни.
Наглядным свидетельством высокого качества образования, которое дает Калашниковский экономический техникум, являются его неоднократные победы в конкурсе «100 лучших средних специальных учебных заведений России». Техникум – победитель региональных конкурсов по трудоустройству выпускников, молодежных проектов по пропаганде здорового образа жизни. В 2013 году коллекция наград учебного заведения пополнилась дипломом за 1-е место во Всероссийском конкурсе «Патриот России» (за программу патриотической работы со студентами).
«МЕНЕДЖЕР ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ НЕ НАЙДЕТ РАБОТУ»
Преобразования коснулись почти всех учебных заведений начального профессионального образования Тверской области.
Так, ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №48» г. Твери был преобразован в ГБОУ СПО «Тверской колледж сервиса и туризма». Фактически это изменение вступило в силу в ноябре прошлого года.
– При этом направления, по которым обучают студентов, сохранились, – объясняет директор колледжа Елена Александровна КУЗНЕЦОВА. – Новая реформа дает нам больше возможностей. А наиболее перспективные учащиеся после получения углубленной подготовки смогут продолжить профессиональное образование в вузах.
После слияния двух тверских профессиональных лицеев, №16 и №41, появилось новое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профобразования «Тверской политехнический колледж». Его директор Надежда Викторовна СУШКО, как и ее коллеги, видит на горизонте больше перспектив и даже называет реформу великим благом как для студентов, так и для преподавателей колледжа. Возникающую же в связи с реформой сложность по выработке новой стратегии развития колледжа лучше назвать профессиональным и творческим вызовом педагогическому коллективу этого учебного заведения.
ГБОУ СПО «Тверской колледж транспорта и сервиса» возникло на базе ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №10». Директор Наталья Петровна ЗАЛКИНА вместе с коллективом была готова к преобразованиям.
– Среднее профобразование мы давали и прежде, в статусе лицея. Теперь рассчитываем привлечь больше студентов, желающих получить среднее профессиональное образование по специальностям автомеханика, парикмахера и стилиста.
Преобразовался в колледж также и бывший ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №12», выпускников которого ценят в мире большой полиграфии так же, как автомехаников из вышеупомянутого колледжа транспорта и сервиса – в серьезных дилерских автоцентрах. По новому названию ГБОУ СПО «Тверской полиграфический колледж» теперь легко понять, специалистов какого направления здесь готовят.
Директор этого учебного заведения Валерий Николаевич СОЛОВЬЕВ готов лично трудоустроить хоть в Твери, хоть в Москве любого своего студента, если только увидит, что молодой человек действительно хочет работать полиграфистом.
– Однако сегодня в массовом сознании почему-то среднее профобразование, дающее реальную востребованную специальность, ценится меньше, нежели высшее, – говорит Соловьев. – Даже если это какой-нибудь «менеджер широкого профиля», которому после получения диплома гарантировано скорее не место работы, а место на бирже труда. А ведь и условия обучения в среднем профобразовании более подходящие для современной жизни: хорошая материальная база учебного заведения, бесплатное обучение, бесплатное питание, предоставление общежития.
P.S. Учебные заведения среднего профобразования в практическом смысле часто дают гораздо больше, чем вузы. Многие педагоги вспоминают, что в университете получили в основном «теорию» и к работе в школе были «полуготовы». Практика в вузах начинается только с 3-го курса и в очень малом количестве. Поэтому выпускники, например, педучилищ, больше готовы к работе и к реальной жизни, чем их университетские коллеги.
О том же говорит и отзыв Галины КОЗАК, 23 года назад окончившей Калашниковский экономический техникум: «Образование, которое я получила в техникуме, знания по специальным предметам дали многое для дальнейшей практики. Позже училась в институте и с точностью могу сказать: техникум дал больше знаний, чем вуз».
Иван КОРАБЛЕВ