Земля накормит каждого

08.09.2015, 13:39

Земля на всех одна

 

Конаковского фермера считают своим другом агрономы, летчики и дикие лоси

Геннадий сигналит, и из леса выходит лось Вася, его «супруга» Майка и дочь Маргарита

«Сможет ли Россия себя прокормить?» – санкции вынудили нас поставить этот вопрос ребром. В Тверской области, по данным регионального министерства сельского хозяйства, положительному ответу на этот вопрос способствуют такие крупные предприятия, как «ТверьАгроПром», «Дмитрова Гора», свинокомплекс «Коралл» и т.д. Между тем пример последнего предприятия, расположенного под Бежецком и рассчитанного на 270000 свиней, подтверждает, что масштаб редко совместим с улучшением качества продукции и, главное, качества жизни: жители близлежащих деревень жалуются на постоянную вонь и загрязнение реки. В этом смысле у небольших фермерских хозяйств большие преимущества.

 

В Тверской области, по данным опять же минсельхоза, более 1000 крестьянско-фермерских хозяйств. В пору уборки урожая «Караван» посетил одно из них – КФХ «Белое озеро» в Конаковском районе, чтобы ответить на вопрос: «Сможет ли Россия не только снабдить себя продуктами, но дать людям на селе работу и обеспечить достойный уровень жизни?»

 

КАРТОШКА В ФОРМЕ УТКИ

Работницы хорошо отзываются об урожае, обедах в столовой и отношении руководства

– Хороша картошка, ничего не скажешь, – говорит женщина в платке, перебирая урожай с односельчанами. Клубни действительно крупные. Один попался даже в форме утки, да и размером чуть ли не с утку. – В прошлом году такого урожая не было. Из деревень приезжают за картошкой, магазины в Конаково активно берут, – продолжает Елена Харитонова.

– Да и хозяин у нас хороший, побольше бы таких на белом свете! – перебивает другая работница Нина Буренок. – В столовой нас тут кормят: первое, второе, компотик – в основном на своих же продуктах. В деревнях, кроме этого хозяйства, заниматься больше нечем.

Сам хозяин КФХ «Белое озеро» Геннадий Садыков, бывший мелиоратор и человек советской сельскохозяйственной школы, объясняет такой высокий урожай тем, что в этом году еще больше оздоровили посевную площадь (к слову, вредителей никаких не было – на этих полях лет 60 картофель не сажали), агроном изловчился – достал качественный посевной материал. И с погодой, конечно, подфартило.

– Боюсь этого слова, но урожай приближается к 600 центнерам с гектара, – взволнованно говорит Геннадий. – Даже агроном переживает: уж лучше пусть будет 400! Наш советский комбайн ККУ – «кукушка» – на такой урожай не рассчитан, транспортерная лента рвется! И картошка хорошая, за все время хранения не портится. У нас такие сорта, как «Ред Скарлет», «Гала», «Голубизна», «Удалец», «Удача».

Геннадию то и дело звонят, за картошкой подъезжают машины. Глядя на большие клубни, мужчина удивляется:

– Все дело в удобрениях?

– Нет, в садовой земле, – объясняет Геннадий. – Мы готовим ее по своей технологии, в определенных пропорциях перемешивая песок, конский и коровий навоз, перегной. Получаются такие гранулы земли, которые делают чудо.

 

ЧИНОВНИКИ КАК СОБАКИ НА СЕНЕ

 

Наверное, из репортажа в КФХ «Белое озеро» могла бы получиться вполне правдоподобная пастораль, если бы не ряд административных проблем, о которых мы не можем умолчать.

В Конаковском районе фермеры взяли в аренду участок земли сельхозназначения в 14 га: из них 3,5 га в этом году были заняты картофелем, остальное – другими овощными и зерновыми культурами.

Фермерское хозяйство может развиваться и стремится к этому. Так, весной 2015 года КФХ «Белое озеро» попросило у администрации Конаковского района всего на пять месяцев участок земли в 10 га для картофеля, поскольку остался семенной материал. В этом фермерам было отказано. В результате им пришлось посадить картошку на 4 га… в Кашинском районе!.. Между тем, добираясь до КФХ «Белое озеро», я проехал километры мимо заброшенных и никому не нужных полей.

– Конечно, у этой проблемы глубокие корни, – говорит Геннадий Садыков. – В свое время членам колхозов и совхозов были розданы паи, а затем скуплены у них за бесценок. Если бы сейчас у жителей окрестных деревень были паи, мы бы объединились и создали свой совхоз. Считается, что это зона рискованного земледелия, гораздо выгоднее отдавать земли под частный бизнес, под застройку. Однако мы в своем фермерском хозяйстве уже доказали, что можно на неудобьях заниматься сельским хозяйством и добиваться высоких показателей.

КФХ «Белое озеро» не только не дают расширяться, но и ограничивают их деятельность на уже арендованных землях. Например, временные сооружения столовой, которую так хвалили работники, и небольшого овощехранилища (по сути, обеспечивающего деятельность столовой), местные чиновники требуют снести, суды тянутся несколько лет. Неужели президент Путин утверждает законы, по которым сено и картошка, равно как и работники предприятия, должны мокнуть под дождем?

Раньше совхозы строили все, что им необходимо для ведения хозяйственной деятельности. КФХ «Белое озеро» необходимы пруды – но их не разрешают вырыть; нужно овощехранилище для такого урожая, как в этом году, – но его не разрешают строить. В результате Геннадий арендует старый склад за несколько километров и ремонтирует в нем протекающую крышу.

Все трудности КФХ «Белое озеро» с достоинством преодолевает.

– Мы бы могли обеспечивать все Конаково овощными культурами круглый год, – говорит Геннадий.

От нереализованных возможностей, которые мы наблюдаем на примере КФХ «Белое озеро», страдают в первую очередь местные жители, затем город, район, область, а в итоге вся страна. Согласитесь, не вяжется такая политика местных властей с провозглашаемым курсом на развитие сельского хозяйства и импортозамещение.

 

ЛОСЬ В РОЛИ ДЕТЕКТОРА ЛЖИ

 

Кроме сельского хозяйства, Геннадий Садыков занимается благоустройством территории на разных объектах – от аэродрома до охотхозяйства. И везде добивается признания – спортсмены-вертолетчики награждают его медалями, а дикие лоси выходят из леса, чтобы угоститься буханкой хлеба. Чтобы доказать, что это не анекдот, Геннадий повез меня в охотхозяйство в деревне Рябинки.

По дороге у нас состоялась философская беседа.

– Как вам удается совмещать занятие сельским хозяйством с развитием территории?

– Одно из другого вытекает. Например, в этом году мы подготовили аэродром «Конаково» для проведения чемпионата России по вертолетному спорту. Нам нужно было сделать ровный газон на 60 га. На территории мы высадили рожь, которая укрыла молодую газонную траву, создала комфортную тень. Потом мы рожь скосили и отдали на корм скоту, а траву чуть-чуть полили. Результат спортсменам понравился – они сказали, что это самый лучший аэродром. Нашу команду федерация вертолетного спорта наградила медалью и грамотой. А сначала отнеслись к моей идее недоверчиво.

– Когда ездишь по глубинке, то ощущаешь заброшенность всего, депрессию. Возможно ли это преодолеть?

– Человек должен трудиться и получать за свой труд то, что заработал своими руками. Если у него будет уверенность в завтрашнем дне, то он и забор выправит, и порядок кругом наведет. А если работы нет и делать нечего, то человек деградирует. Понимаете, мы сами все можем сделать: и дороги, и мосты через речки, и не за десятки миллионов, а за десятки тысяч. Что, собственно, уже не раз демонстрировали в Конаковском районе. Мы ничего не просим от власти – главное, чтобы нам не мешали.

Вот мы приближаемся рубежу – к деревне Рябинки, где советские войска остановили фашистов. Здесь сержант Васильковский совершил свой подвиг – закрыл собой вражескую амбразуру. 70 лет прошло с тех пор, а к мемориалу, установленному в память об этом переломном событии, дорогу до сих пор не проложили.

– Если нам не будут мешать развиваться, мы сделаем красную дорогу к этому памятнику, – говорит Геннадий.


 

Наконец мы въезжаем на территорию охотхозяйства. Геннадий останавливает джип и сигналит. Из лесу выходит огромный лось с маленькими рогами.

– Это Вася. Ему всего два года. Сейчас у лосей гон, они немного озабочены, поэтому тебе лучше не выходить: ты для него человек чужой. В любое другое время – пожалуйста, – Геннадий кормит Васю хлебом. Зверь за минуту съедает целую буханку.

– А лосей в сельском хозяйстве не используют?

– Если только для релаксации, – улыбается Геннадий.

У лося Васи есть жена Майка и дочка Маргарита – Маргарита Васильевна. Мы переезжаем на другое место и снова сигналим. Через некоторое время из лесу уверенно выбегает лосиха, за ней – более настороженно – длинноногий лосенок. Увидав меня, детеныш останавливается, приглядывается – и дает драпу в лес!

А я кормлю хлебом его мужественную маму.

– Маргарите всего три месяца, она не только тебя – она мир видит в первый раз! – успокаивает Геннадий. – Вообще, знакомство с лосями – это лучше любого детектора лжи. К плохому человеку лось не выйдет – понурит голову и в лес уйдет.

Майка уничтожила пайку хлеба и принялась за мой фотоаппарат. Таким образом лосиха, очевидно, дала добро на репортаж и пожелала мне удачи.

В свою очередь редакция «Каравана» желает успехов Геннадию Садыкову и всему коллективу КФХ «Белое озеро», которые трудятся на благо конаковской и – шире – российской земли!

Дмитрий КОЧЕТКОВ

78 0
Лента новостей
Прокрутить вверх