От теории к практике: взгляд изнутри на работу преподавателя

27.11.2024, 15:48
фото: freepik/ freepik.com

19 ноября отмечается профессиональный праздник – День преподавателя высшей школы. Это послужило для редакции поводом узнать, как и чем сейчас живут преподаватели в вузах. Для этого «Караван» провел опрос в ТГСХА и ТвГУ, и ответы оказались крайне неоднозначными.

Тверь, как известно, когда-то довольно смело претендовала на звание русского Оксфорда. У нас и свой студенческий городок есть, и от столицы город недалеко, а самое главное – уровень образования в Твери довольно приличный, а дипломы котируются по всей стране. Задумка эта, к сожалению, провалилась, и сделать из Твери студенческую столицу не вышло. Город превратился в очередной вариант поступить «туда, где дешевле, чем в Москве».

Впрочем, на уровне образования это почти сказалось – все-таки педагогический состав в вузах города достаточно сильный, что на постоянной основе подтверждается успехами студентов, регулярно выходящих на всероссийские олимпиады, соревнования и международные научные конференции. Но в каких условиях работают преподаватели высшей школы в Твери? На этот вопрос ответили кандидат экономических наук, доцент декан экономического факультета Тверской государственной сельскохозяйственной академии Юлия Александровна Леметти и преподаватель Тверского государственного университета Александра, которая предпочла остаться анонимной в связи с откровенностью своих высказываний.

Довольны ли вы соотношением труда и вашей заработной платы? Не приходится ли вам совмещать работу преподавателя с чем-либо еще?

Ю.А. Леметти: В целом все довольны. Если кто-то и работает сверхурочно или дополнительно на другой работе, то исключительно по собственному желанию. То есть на жизнь подавляющему большинству хватает и стандартной заработной платы.

Александра: Лично я недовольна основной ставкой – слишком много труда для тех небольших денег, что мы все получаем. И многие недовольны, но сказать не могут, так как это сразу же скажется на их карьере. У преподавателей в принципе не принято жаловаться СМИ на свою жизнь – велика вероятность, что декан или ректор узнают… Что делать? Либо брать дополнительные ставки, либо совмещать несколько работ. У меня, например, свой небольшой бизнес, который и приносит мне основной доход. А большинство просто берут 1,5–2 ставки и становятся тьюторами.

Изменилось ли ваше отношение к работе за последние годы?

Ю.А. Леметти: Со временем я начала только сильнее любить свою работу. Каждый преподаватель с каким-никаким стажем добровольно и осознанно выбирает свою профессию. Каждый новый набор студентов – это новые эмоции, которые нас подпитывают, и мы это очень ценим.

Александра: Нет, не сказала бы, что со временем как-то иначе начала относиться к преподаванию. Опыт набирается, возможно, имеется некоторая усталость, но, несмотря ни на что, само отношение к работе остается прежним – все-таки мы сами выбрали эту профессию. Грубо говоря, многие просто смиряются.

Стали ли ученики более способными или наоборот? Возможно, заметны перемены в отношении к учебе?

Ю.А. Леметти: Ребята стали гораздо более осознанными – это факт. Сегодняшние студенты – это по большей части взрослые люди, которые добровольно и с полным понимаем своего дела идут в науку. Жадные до знаний, они практически каждую лекцию превращают в дискуссию. Единственное, что хочется отметить из негативного, так это влияние блогеров. Некоторые студенты искренне верят в легкий и быстрый заработок в интернете, который отвлекает от стремления к знаниям.

Александра: Я бы отметила утрату веры в высшее образование среди молодого поколения. С каждым годом я замечаю все больше студентов, которые после первого-второго курса учатся, просто чтобы доучиться. Многим даже корочки не нужны – все-равно большие деньги, как они считают, зарабатываются вне зависимости от нее. Что, если честно, частично правда.

Что вы можете сказать о педагогическом составе – много ли там молодых преподавателей? Если нет, то, в чем, на ваш взгляд, проблема?

Ю.А. Леметти: Педагогический состав постоянно обеспечивается новыми преподавателями. Поток кадров достаточно стабильный. При этом молодые преподаватели всегда имеют свое уникальное видение, которое отлично вписывается в старый педагогический состав. Так что да, молодых специалистов много, и они для нас очень важны.

Александра: Молодые преподаватели есть – это факт, но очень немногие из них надолго задерживаются в вузе. Особенно если это вуз в Твери. Для многих работа в Твери – это начальный плацдарм, от которого можно оттолкнуться, получить опыт и уехать в Москву, где тебя ждут совершенно иные зарплаты и перспективы. Последнее очень печально: много раз я встречала молодых многообещающих профессионалов, которые спустя лет пять просто уезжали. Твери банально нечего им предложить, чтобы удержать их здесь.

* * *

Несмотря на разницу в ответах, при внимательном изучении они формируют единую картину: идейные преподаватели, искренне желающие дать лучшее образование, в той или иной степени сталкиваются с суровой реальностью, которую, если верить Александре, даже освещать в полной мере не допускается…

Беседу вела Анна Морозова

104 0
Читайте также:
Лента новостей
Прокрутить вверх