Реконструктор костюма, исследователь моды, кавалерственная дама Нина Павлова рассказала об одном из наиболее популярных женских головных уборов XIX века – чепце.
Чепец на портрете
Чепец в XIX веке был самым распространенным головным убором женщины. Носили его все сословия от крестьянки до дворянки, и история его появления насчитывает несколько веков. Изначально это был головной убор из обыкновенного куска какой- либо ткани, вроде платка, концы которого покрывали плечи, или повязанного на голову. В средних веках чепцы носили как женщины, так и мужчины, в качестве домашнего убора и шапочки, ночного колпака для сна. Даже по старым фильмам можно припомнить подобные сцены! И короли носили ночные колпаки. Выглядел чепец в разное время тоже не одинаково, а в соответствии с существовавшими на тот момент представлениями о моде и с учетом развития научно-технического прогресса. Чепец носили младенцы, дети, молодые замужние дамы и дамы всех возрастов. К середине века появилась облегченная разновидность чепца — наколка, заслуживающая отдельной темы в женском костюме. Но ближе к концу XIX века, примерно с 1880 годов чепец постепенно стал выходить из моды и превращаться в разновидность домашней одежды, детской, ночной, оставшись в наше время, лишь в детском костюме и в некоторых видах униформы, например, наколки официантки, продавщицы.
В первой трети XIX-го века чепец был особенно популярен. Он был не просто головным убором, а еще и аксессуаром, символизирующим принадлежность дамы к дворянскому сословию, к знати. В эпоху ампира и романтизма чепцы шили из тюля, кружев, батиста, газа, мадаполама и др.тканей, часто мастерски сочетая их в одном изделии. Как правило, чепцы были светлыми: белые, кремовые, молочного цвета. Реже цветные, черного цвета для отдельных случаев, например, для дамы очень преклонного возраста, для соблюдения траура, и без особых украшательств. Светлые чепцы украшали лентами, кружевными оборками, бантами, тесьмой цветными бие. Чепцы по своему исполнению были ночными, повседневными и празднично-торжественными. На портретах художников того времени можно увидеть множество прекрасных и знаменитых дам, с удовольствием позировавших именно в модных чепцах.
В тридцатые годы XIX-го века дамы даже на бал, в театр, в гости, на приемы надевали не только тюрбаны, береты, но и необыкновенные чепцы. Такой простор для выбора, огромная возможность подчеркнуть свою индивидуальность, миловидность, очаровательное кокетство, щегольство наконец! Вот и я, руководствуясь модой первой трети XIX-го века, и материалами по иконографии «Русские портреты», «Всемирной историей костюма, моды и стиля», воссоздала несколько чепцов близких к историческим портретам. Творческие способности нуждаются в реализации. Реконструктору надо испытать на себе, каково же все-таки, не только изучить, сшить, но и примерить на себе исторический образ. Быть в чепце и на портрете.
Непривычно, ощущение и состояние, как отголосок давнего прошлого… Но нравится, чувствуется какая- то умиротворенность, защищенность от невзгод окружающего мира, уединенность, доброта, спокойствие, наверно, так и должна чувствовать себя женщина в любое время!
Нина Павлова (костюмы и аксессуары автора)
Фото: Ирина Савельева