«Власть делает из нас бомжей»
Почему в Твери закрывают мини-рынки на бульварах Шмидта и Ногина
В Твери закрывают рынки на бульварах Шмидта и Ногина. Власть аргументирует так: там сплошная «нищета и антисанитария», и вообще, «бульвар» – гордое слово. По нему надо совершать променад, а не торговать там помидорами. У людей свои аргументы: их лишают работы, не предлагая ничего адекватного взамен. В начале августа в Твери прошли два митинга – в защиту обоих рынков. «Караван+Я» побывал там и узнал мнения разных сторон.
11850 ПИСЕМ ДЛЯ ГУБЕРНАТОРА
– Другой эпитет, кроме как «убогие», к ларькам и палаткам на бульварах Ногина и Шмидта не подберешь, – заявил прокурор Центрального района Юрий Фролов на заседании в Тверской городской думе. – Шум и гомон с примесью азиатских наречий, бездомные собаки и кошки… продукты могут быть опасны.
– Я убежден, что бульвары в городе должны быть бульварами, – вторил ему сити-менеджер Юрий Тимофеев. – Наберите запрос в Интернете: «бульвар – это место для прогулок и отдыха с элементами озеленения». Создавать на бульваре бедлам – это просто кощунственно. В Твери согласно постановлению №195 от 24 февраля 2015 года определено 13 территорий для организации цивилизованных ярмарок с крытыми павильонами. Так что бизнес никто не притесняет: место изменится, а перспективы для развития останутся.
Однако торговцы и многие покупатели выступают против закрытия рынков. Еще в ноябре 2013 года, когда на Шмидта и Ногина там впервые ограничили торговлю, жители Заволжского и Пролетарского районов организовали поток писем Шевелеву. За два года губернатор получил 11850 писем! Но диалога не вышло – лишь только судебное разбирательство, продолжающееся до сих пор.
ФЛЕШМОБ СОРВАЛ МИТИНГ
12 августа на мини-рынке «Ковчег» на бульваре Шмидта граждане провели митинг в защиту малого бизнеса. Частные предприниматели заявили, что будут выходить на торговые места, несмотря на взимаемые штрафы (с гражданина первый штраф – 3000 рублей, последующие – 5000, с бизнесмена первый штраф – 25 тысяч рублей, последующие – 50 тысяч).
Еще до начала митинга через дорогу от бульвара собралась целая куча народу: полицейские с автоматами, чиновники городской администрации. Силовики тщательно прочесали рынок – искали у торговцев оружие и наркотики, но не нашли.
Из разговоров «на той стороне» стало ясно, что ждут некий «автобус с молодежью». Наконец он подъехал – оттуда выскочили бодрые юноши и девушки в белых футболках с надписью «Бульвар для людей». Началось дикое веселье: ребята врубили музыку, установили турник, разложили столик для настольных игр и начали предлагать всем прохожим сыграть или пару раз подтянуться. Все это называлось «флешмобом».
Людям было очевидно, что чиновники с помощью «прикормленной» молодежи просто срывают митинг – как в свое время бульдозерами раздавили картины советских художников. Время идет, а методы власти те же. С криками «Работу людям!» и «Тимофеева в отставку!» митингующие чуть ли не с кулаками набрасывались на участников «флешмоба».
Впрочем, по тверскому ГТРК показали обратную картинку: будто это гадкий митинг сорвал чудесный флешмоб. А ведь ребята хотели показать, что на бульваре можно играть в настольные игры и заниматься спортом! Активист «Молодой гвардии», крепкий накачанный молодчик Вячеслав Цаголов, координатор флешмоба, жаловался в камеру: «Тем людям, кто там работает, на мнение остальных было наплевать». В сюжете показали, какой плохой рынок, но забыли спросить мнение торговцев и покупателей. Мы восполняем этот пробел.
«ГОЛОСОВАТЬ ДОЛЖНЫ КОШЕЛЬКИ»
Михаил ЮРТИЕВ, пенсионер, ветеран Великой Отечественной войны, постоянный покупатель мини-рынка «Ковчег»:
– Я покупаю геркулес «Экстра». В магазине он стоит 117 рублей, а здесь 65. Так неужели я пойду в магазин? И вообще, с какой стати за меня кто-то решает, где мне покупать товар? Мой кошелек должен проголосовать за это место. Если я сюда не приду, то оно само по себе закроется.
Айгуль САЙРАНОВА, частный предприниматель (мини-рынок «Ковчег»):
– Вот администрация говорит, что у нас здесь повсюду грязь и антисанитария, а Вы посмотрите вокруг: мы вечером все за собой убираем, дворников наняли за свои деньги, чтобы улицу мели и порядок поддерживали. Грязи здесь будет намного больше, если здесь аллею сделают с лавками, где будут заседать одни пьяницы и бомжи. Это раньше дамы с кавалерами гуляли по бульварам с зонтиками и в шляпках, а теперь народ загнали – ему не до этого. Люди работать хотят! Дайте людям работу! А если нужно что-то улучшить – мы все сделаем, скажите только. Нужно – посадим цветочки, покрасим перила, уберемся, будем шампунем мыть этот чертов асфальт!
«НАМ ПРЕДЛАГАЮТ МЕСТЕЧКО НА ДМИТРОВО-ЧЕРКАССАХ»
Марина СИМОНОВА, частный предприниматель (ярмарка на Ногина):
– Каждый день нас лишают рабочих мест – пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек и простых горожан, увязших в долгах государству. А взамен нам, знаете, что предлагают? Нет, не Литвинки, Сахарово и Центральный рынок, а Дмитрово-Черкассы! Один чиновник так и сказал: «Там, конечно, другим товаром торгуют, но и для вас местечко найдется». Как же так можно-то, а? Как можно еще и издеваться над тем, что мы и наши дети сейчас лишаются абсолютно всего – еды, воды, образования. По-моему, власть просто хочет сделать из нас воров и бомжей.
Владимир ЧЕРНЫШОВ, председатель профсоюза предпринимателей «Солидарность»:
– Цель администрации Твери – полный передел рынка. Тех, кто торгует сейчас – убрать, а через год поставить здесь новых, «своих людей», от которых администрации будет польза. Похожая история случилась с 17 предпринимателями на Трехсвятской. Администрация добилась, чтобы их там осталось всего 4, из них один ушел в магазин, а трое в новых киосках переместились на Радищева. При этом киоски стоимостью 60-80 тысяч рублей администрация им продала по 160 тысяч (а по другим данным, и за 260 тысяч!) Насчет аллей на бульварах Шмидта и Ногина – власти лукавят. А иначе как объяснить то, что на Молодежном бульваре разрешили оставить ярмарку? Чем этот бульвар лучше остальных?
И наконец, самый важный момент. Дело в том, что через все городские ярмарки и отдельные киоски за год проходит около 20 миллиардов рублей. И крупные сети – «Магнит», «Метро», «Глобус» – понимают, что если рынки закрыть, то эти 20 миллиардов покупатель отнесет к ним. Думаю, они решили – даже если у нас 5 крупных сетей, то 20 миллиардов – это по 4 миллиарда дополнительного товарооборота на каждую сеть. При наценке 20% это дополнительно в карман 800 миллионов прибыли. Так неужели невыгодно заплатить 100 миллионов кому нужно, чтобы получать взамен 800? Это же элементарно!
Павел ПАРАМОНОВ, девелопер:
– То, что сейчас называется рынком, – это обычная барахолка. Бульвар Шмидта – это цивилизованный, хороший пешеходный бульвар. А этот якобы рынок просто портит внешний вид. Почему предприниматели не сделали никаких попыток, чтобы облагородить это место, я не знаю. В моем понимании открытый рынок – это красиво обставленные навесные лавочки от местных производителей овощей, фруктов, молочной и мясной продукции. Так это выглядит в Европе.
Анастасия ВИНОГРАДОВА